М. Головин (СФУ, НПП "Радиосвязь"): и первокурсники, и старшекурсники — все обязаны работать над реальными задачами предприятия

На Форуме "Белые ночи САПР 2012" (Санкт-Петербург, 29-30 мая, организатор - компания АСКОН) опытом трехстороннего сотрудничества между Сибирским Федеральным Университетом, ФГУП "НПП "Радиосвязь" и АСКОН в создании единого информационного пространства предприятия поделился Михаил Головин, директор Научно-Образовательного центра наукоемких технологий в машиностроении, заведующий кафедрой СФУ, ведущий специалист "НПП "Радиосвязь".

Михаил Головин также ответил на ряд вопросов Портала машиностроения.


Михаил Головин, СФУ, Радиосвязь Мы начали работу над этим проектом очень давно, еще в период DOS-технологий. Главным было и остается максимальное эффективное использование как скромных компьютерных ресурсов начала 80-х годов, так и быстро растущих вычислительных возможностей конца XX – начала XXI века. Есть ряд важных в реальном процессе моментов, нереализованных до сих пор по самым разным причинам.

- Расскажите, пожалуйста, о научно-образовательном центре…

- По существу это структура, объединяющая шесть больших кафедр. Центр призван решать общими усилиями задачи науки и образования. Только на нашей кафедре более 30 преподавателей обеспечивают подготовку по двум направлениям: информационному, ориентированному на машиностроение, и конструкторско-технологическому, готовящему разработчиков изделий и технологий – квалифицированных пользователей информационных технологий и систем. Кафедры центра выпускают не только бакалавров, но и магистров, есть четыре аспирантуры, докторантура.

- С чего начинался центр?

- Его образование связано с потребностью объединения специалистов в различных областях знаний для создания наукоемкой продукции, реализации достаточно серьезных научно-технических проектов, с переносом части обучения на промышленные предприятия, в том числе и на ФГУП "НПП "Радиосвязь". Современному предприятию нужны люди разных специальностей и направлений. Это привело к неформальному объединению шести кафедр, которые, сотрудничая в рамках центра с заводом, помогают решать различные проблемы.

Если мы готовим специалиста в области CAD/CAE/CAM/PLM-систем – он должен, как хороший летчик, летать на всем, что хоть как-то может летать. Специалист в области САПР должен уметь разобраться в любой системе и как пользователь, и как специалист, который может ее адаптировать к задачам предприятия, расширить ее возможности в соответствии с его потребностями.

- Для каких заводов центр подготовил специалистов?

- Для всех машиностроительных заводов региона, в том числе для Красноярского Машиностроительного Завода, ИСС им. М. Ф. Решетнева. Мы учитываем также потребности малых предприятий, которые более мобильны и, порой быстрее внедряют комплексные решения в логике поддержки жизненного цикла изделий. Наши выпускники работают и в "Аскон-Енисей". С трудоустройством нет проблем для тех выпускников, кто хочет работать. А завершают обучение только головастые и работящие ребята.

Наши выпускники должны, по военной терминологии, быть всегда готовы к бою с марша, т.е. влиться в коллектив без сколько-нибудь длительной адаптации, владеть теми автоматизированными системами и программными продуктами, которыми располагает конкретное предприятие. Потому что сегодня любой хозяин предприятия подходит следующим образом: или ты запрягаешься в процесс, или ты коллективу не нужен. И мы готовим так, чтобы они подходили для различных предприятий. Один из способов — это когда студенты с первого курса знакомятся с жизнью предприятий, видят реальное производство. Мы всем ставим задачу: ты пришел на завод не туристом или гостем и должен внести туда хоть малую толику того, что ты умеешь и можешь.

И первокурсники, со своими возможностями, и старшекурсники со своими, — все обязаны работать над реальными задачами предприятия. И они проходят практики, начиная первого курса, и решают реальные задачи в качестве квалификационных работ, и становятся работниками предприятий после завершения обучения. На ФГУП "НПП "Радиосвязь" они составляют основу коллектива, внедряющего технологии поддержки жизненного цикла изделия, во многом определяют логику технического перевооружения предприятия. Пятый курс уже может работать на предприятии на полставки, а некоторые студенты и на полную ставку. Освоение новых технологий – дело молодых. Кадровый станочник может передать молодому специалисту накопленный опыт, а студент должен помочь в эффективном использовании современного программного обучения. Пришел к станку, значит, ты должен суметь написать программу и изготовить деталь.

- Техническая специальность достаточно сложная для обучения: много ли сейчас поступающих?

- В России сейчас минимум выпускников и пока студенты слабее, чем 3-5 лет назад. Человек без мотивации – плохой работник. А наша специальность представляет собой гибрид подготовки мехматовца, информатика, инженера-машиностроителя. И поэтому подготовка требует систематических и серьезных усилий, на которые пойдет только человек, любящий свое дело и уверенный, что оно позволит ему достойно жить. Я когда беру на специальность, честно говорю: "Ребята: работа и зарплата гарантированы, "пахота" также гарантирована".

Я не считаю, что поколение стало хуже. Оно просто не похоже на нас, но в этом и есть динамика жизни. Наша специальность держится несколько обособленно, может быть из-за занятости, но это компенсируется дружбой между всеми "членами команды", независимо от курса. Все пять курсов общаются между собой. Преподаватели знают каждого, как "облупленного", со всеми его проблемами. Обычные, нормальные детишки. Бывают беды, бывают вывихи, бывают неприятности.

Глупых ребят нет, только дисциплина хромает: сегодня может прийти, а завтра нет. Мы таких сразу отсеиваем, а на предприятии подобную кандидатуру и не рассматривают.



На предприятие попадают самые лучшие – около 30 человек ежегодно. За время практики они становятся на заводе своими людьми. Они работы не боятся, но требуют к себе уважения и серьезного отношения. Более того, часто вносят в коллектив новые идеи и технологии. Наши выпускники, а порой еще и не выпускники, выступают для заводчан в роли преподавателей. Учили, например, станочников технологии подготовки программ для станков с ЧПУ, когда поступило новое оборудование.

- А со школами Вы не работаете?


- Работаем. Наши преподаватели берут ребят с 7 по 11 классы в специальный класс, где проводят подготовку. В центральном районе существует межшкольный комбинат, где есть и пара станков с ЧПУ. Принцип такой: пришел – и с первого же дня занятия используешь только самые передовые подходы. По системам CAD мы ориентируемся на предприятия-заказчиков. У нас не редкость школьники – победители городских, региональных конкурсов и наград.

В 3D-моделировании есть два уровня подготовки: один, который понимается прекрасно даже шестиклассниками, и они "слепят", что хочешь. Второй уровень – ты строишь модель, фантазируешь, не забывая: ведь кому-то сконструированное тобой нужно изготовить и собрать. И эти два уровня очень сильно отличаются друг от друга. Понимание второго уровня приходит потом с опытом, когда ребята начинают взрослеть и профессионально готовиться. Нужно понимание того, что такое конструкция, и когда она работать не будет. Есть десяток ребят, которые пришли к нам в 6-7 классе, а сегодня они – классные специалисты, руководители, отцы семейств.

Этот поток и процесс продолжаются. Мы вынуждены искать продолжателей наших дел. И если студент слаб или ленив – с ним приходится расставаться, и чем раньше, тем лучше для всех.

- Есть достаточно пессимистичное мнение, что у нас машиностроение "загибается", в том числе, потому что нет хорошей подготовки, она сводится к теории…


- На мой взгляд, это не соответствует действительности. Да, есть и в Москве ведущие вузы, которые, мягко говоря, застряли в прошлом или позапрошлом веке, но есть и вузы, способные общаться на равных с лучшими зарубежными центрами. Мы были в Великобритании, долго разговаривали с директором машиностроительного института, с деканом, заведующими кафедрами. Их технологический уровень, и уровень студентов в главном – не отличаются от нашего.

- А подход?

- Подход к обучению определяется нашим министерством. Образовательный стандарт требует чему и как учить, в какие часы, но и в нем стало больше свободы для выбора. На западе много времени уделяется индивидуальной работе студента с преподавателем. Что такое реальная консультация? Это когда ты приходишь и сидишь час с преподавателем, беседуя о своей профессиональной проблеме. У нас такого нет: больше аудиторных часов, и почти нет подобной самостоятельной работы.

Но вот пример: у меня учился парень из французского университета около года. Когда он пришел, я его спрашиваю: "Вот это знаешь? – Знаю. А это? – Знаю". Попросил его сделать простенький проект. И он делает этот проект абсолютно неквалифицированно. Очень хороший парень, светлая голова, выиграл конкурс во Франции и приехал к нам, очень целеустремленный. Есть европейский профиль подготовки: ориентация во всем, возможность адаптироваться достаточно быстро, если тебе необходимо настроиться на конкретную задачу, которую ты знаешь наполовину или совсем не знаешь. И в этом есть определенное преимущество их системы по сравнению с нашей.

Я сейчас набираю ребят, у которых будет большая зарубежная практика в исследовательском центре, 8 недель и 2 недели стажировки.

- Перспективы нашего машиностроения, по Вашей оценке?

- Такая большая страна как Россия без машиностроения существовать не может – ее просто не будет. У нас нет выбора и мы должны себя, как барон Мюнхгаузен, вытащить за волосы из этого состояния. Все для того, чтобы получать хорошую технику, у страны пока есть: и головы, и ресурсы. Нужна воля руководства страны для этого решающего шага.

- Есть что-то наболевшее?

- В большинстве случаев даже такая пустяковая вещь вроде бы, как электронный документооборот конструкторской документации, является чуть ли не революцией для многих людей. Достаточно воли людей, которые это организуют, и руководителя , если он решителен и видит в этом путь к конкурентоспособности. И в рамках страны то же самое. И первое, что мы видим сейчас, с чем столкнулся президент: обороны-то без машиностроения не бывает. Нас "съедят без нее и не подавятся".

- Вы давно работаете с предприятиями: как они меняются со временем?


- Да, около 50 лет работаю. Много предприятий умерло – печально об этом говорить.

Красноярск был когда-то городом заводов, в том числе, металлургических. Был завод Сибсталь, делал уникальные сорта стали – закрылся. Был Сибирский завод тяжелого машиностроения, который делал уникальные краны для металлургии и атомных электростанций. Атомные электростанции перестали строить, и завод закрыли.

- За счет чего, по Вашему мнению, выжили оставшиеся предприятия?

- Я скажу так: выживали и выживают те, кто жил не только производством, продуктом чужих мозгов, а те, у кого есть продукт, разработанный своими мозгами. Например, Красноярский завод телевизоров – не разработчик, он закрылся. А завод "Радиосвязь" примерно такой же, но разрабатывавший продукцию сам – жив и здоров. Когда есть что продать, когда есть коллектив, есть и возможность работать. Вот этот завод и сохранился в тяжелейшее время.

- Есть пессимистичная позиция: "мозгов не осталось, все мозги уехали"...

- Не верю. Подход неправильный. Все мозги никогда не утекают, все равно что-то остается.

У китайцев очень прагматичный правильный подход ко всем западным технологиям. Они покупают какие-то образцы, целые заводы, нанимают на 2-3 года специалистов. Эти специалисты ставят производство. Китайцы обучаются и потом создают на этом опыте свои изделия. Для меня пример не Пекин, а Шанхай. Провинциальный город, но две промышленных зоны: около 30 заводов европейского уровня, которые производят современную технику. Легкие самолеты, автомобили, автомобильные двигатели и т.д., и все по западной технологии.

Мы должны быть как те лягушки из притчи: тонуть-то нельзя, значит надо дрыгать лапами, глядишь, и масло собьется.

- С чем, по-Вашему, связана проблема низкой производительности труда в нашем машиностроении?


- С технологиями. Но истоком является то, что у нас труд ничего не стоит. Если труд наших специалистов начнет стоить как во всем мире, тогда одни начнут "умирать", уходя в другие сферы деятельности, а другие сразу заживут хорошо.

Человеческие ресурсы должны стоить как человеческие ресурсы. Человек должен, работая, кормить себя, кормить семью, иметь определенные средства для жилья, для отдыха в любой точке земного шара – вот тот минимум, ниже которого не желательно опускаться. И этот уровень реально в недельной зарплате зафиксирован – ниже его платить нельзя. У нас сейчас ситуация немного напоминает строительство египетских пирамид: люди ничего не стоят.

- То есть это основная проблема?

- Я считаю да, но это мое личное мнение, не больше.

- Наблюдали ли Вы примеры подобного успешного трехстороннего сотрудничества вуз – предприятие – компания-разработчик?

- Я не сталкивался. Конечно, не мы это придумали. Но даже с точки зрения механики, простейшая фигура, имеющая прочность, устойчивость и т.д. – треугольник. Меньше трех вершин – неопределенность в пространстве. Думаю, если бы АСКОН был другим, был бы другим завод или я пришел "нищим просителем", не имеющим ничего, сотрудничества не было бы. Здесь же сошлись коллективы, которые имели, что предложить такому "союзу", и поняли друг друга.

Я считаю, что в хорошем смысле АСКОН – прагматик. Эта компания – как та лягушка, сбивает сметану реальных дел, конкурентных решений, имеющих свой рынок и стремительно развивающих его там, где другие тонут.

- Спасибо Вам за подробные ответы на вопросы!


Александра Молодцова, АСКОН-ЕнисейАлександра Молодцова, руководитель отдела АСКОН-Енисей (Красноярск), прокомментировала для Портала машиностроения трехстороннее сотрудничество:

- Насколько для Вашей компании уникален данный проект трехстороннего сотрудничества?

- В АСКОН проектов такого уровня еще не было, АСКОН-Енисей стал первопроходцем.

Нам было интересно объединить в рамках сотрудничества вуз и предприятие. В рамках соглашения мы решили вопрос с использованием на площадках предприятия учебных лицензий программного обеспечения. Но это не самое важное. Главное - удалось организовать на деле, а не на бумаге, подготовку студентов на реальных производственных задачах, показать им, как создается цифровая модель изделия и научить их самостоятельно применять системы проектирования, системы управления инженерными данными, утвердиться в своей профессии конструктора или технолога.

- В интервью М. Головин подчеркнул, что данное сотрудничество состоялось именно благодаря конструктивному настрою всех сторон, желанием добиться реального результата. Насколько реально подобное трехстороннее сотрудничество между вами, другими вузами и предприятиями?

- Для того чтобы реализовать такой проект, прежде всего, нужно взаимопонимание и плотное двустороннее сотрудничество "промышленное предприятие – учебное заведение". Мы выступаем как гарант их сотрудничества, как консультант и поставщик технологий. Если нет подобной "дружбы" между ними – мы ничем не сможем помочь. В этом проекте также сначала существовала договоренность между СФУ и НПП "Радиосвязь". Они, прежде всего, были нужны друг другу.

Справка

В качестве автоматизированной системы, нацеленной на решение задач предприятия и координации работ инженерного персонала, НПП "Радиосвязь" использует программное обеспечение, разработанное компанией АСКОН.

Разрешение, полученное от АСКОН на использование предприятием совместных лицензий предприятия и СФУ, позволило приобрести 259 лицензий системы управления инженерными данными ЛОЦМАН из них 100 лицензий СФУ, 130 лицензий проектирования изделий КОМПАС с многочисленными приложениями и справочниками из них 100 лицензий СФУ, 76 лицензий проектирования технологий Вертикаль из них 40 лицензий СФУ.

На предприятии проведен пилотный проект внедрения всего комплекса программного обеспечения АСКОН для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства.

Материал подготовлен Еленой Абашевой (Портал машиностроения)

Источник информации
Компании
Опубликовано 18.07.2012

Справка о компаниях

АСКОН

АСКОН — разработчик инженерного программного обеспечения и интегратор в сфере автоматизации проектной и производственной деятельности.