Опубликовано: 19 июля 2012 г.

К. Матвеев (ВГТУ): хороших будущих конструкторов не более 10%, и наша задача этих конструкторов выявить

  комментариев: 0   просмотров: 1363

Источник информации: Портал машиностроения

Один из участников X конкурса АСов КОМПьютерного 3D-моделирования компании АСКОН - Константин Матвеев, директор Республиканского инновационного унитарного предприятия "Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета" и старший преподаватель кафедры "Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки" университета, ответил на вопросы Портала машиностроения о подготовке инженерных кадров в Белоруссии и ситуации в машиностроении.

- Расскажите, пожалуйста, о ситуации в машиностроении в Белоруссии…

- Достаточно хорошо развивается автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение. Это видно и по тем конструкторским проектам от белорусских предприятий, которые подаются на конкурс. В этом году два белорусских предприятия стали победителями конкурса. А это свидетельствует о хорошей конструкторской школе. Что касается предприятий станкостроительной отрасли, то одна из наиболее существенных проблем – это конструкторские кадры. Зарплаты на предприятиях в автомобилестроении и сельскохозяйственном машиностроении на 30-50%, а иногда и на 100% выше, чем на станкостроительных, которые зачастую вынуждены переходить на выпуск запчастей к сельхозтехнике. В результате, молодые люди "бегут" на коммерческие предприятия, а на бывших станкостроительных гигантах остаются чаще всего конструктора, чей возраст превышает 50 лет, часть из них уже пенсионеры. Их опыт, безусловно, неоценим, одно плохо – его передать некому.

Дело в том, что выпускники университетов приходят с неплохими знаниями в области прикладного автоматизированного трехмерного проектирования и многие работы могут выполнить быстрее, чем конструктора, работающие по старинке. Но быстрее – еще не означает, что лучше. У каждого конструктора, поработавшего на производстве, есть свои ноу-хау, про которые не прочитаешь в учебниках. Про эти нюансы узнают или от более опытного конструктора, или из практики, когда приходится учиться на своих ошибках. Сейчас станочная база, имеющаяся на промышленных предприятиях, начинает интенсивно устаревать, прежде всего, из-за морального износа. И складывается ситуация, когда продукция станкопрома востребована, но ее уже некому создавать.

Квалифицированных кадров, чтобы спроектировать, допустим, шлифовальный или зубонарезной станок, практически больше не осталось. Если молодые специалисты после учебы и распределения на предприятия имеют желание хорошо работать, то они достигают определенных успехов, и через два года обязательной отработки (предусмотрено для всех студентов, обучающихся на бесплатной основе), поднабравшись опыта, они уходят на частные предприятия или, что происходит все чаще, уезжают в Россию.

Два года назад университетам в Белоруссии было разрешено становиться учредителями коммерческих структур, основной задачей которых является выпуск инновационной продукции. Для содействия развитию предпринимательской инновационной деятельности, в Республике было создано несколько технопарков в сфере Министерства образования. Основная задача таких технопарков – это содействие внедрению в производство разработок ученых университета. Ученый университета, который занимается научными прикладными исследованиями, является, прежде всего, преподавателем и, в силу своей преподавательской работы, не всегда способен заниматься еще и внедрением разработок в производство. Для этого у него нет ни времени, ни опыта такой работы.

При нашем Витебском государственном технологическом университете создан научно-технологический парк. Он представляет собой отдельное предприятие (юридическое лицо).

Основные направления, по которым ведет работы технопарк:
– работы в области проектирования нестандартного оборудования, для чего было создано конструкторское бюро (в перспективе планируется организовать опытное производство);
– экспериментальный участок по разработке технологий переработки отходов производства;
– экспериментальные производственные участки по производству продукции легкой промышленности.

Те две разработки, которые мы представили в этом году на конкурсе АСов от конструкторского бюро технопарка – это университетские разработки. Они выполнялись студентами в рамках курсовых и дипломных проектов. В этом году технопарк, создав свое конструкторское бюро, приобрел лицензию на КОМПАС. Мы просто завершили разработку этих проектов. Поскольку в конструкторском бюро работают преподаватели университета-руководители этих проектов, которые требовали творческого подхода от своих студентов, доработка не составила труда.

Хочу добавить, что оба представленных проекта – это не просто проекты. Это изделия, которые уже изготовлены в металле. Кроме того, еще на стадии проектирования, на их конструкции получены патенты. Одна из разработок – установка для переработки полимерных отходов. Она в августе отгружается российской фирме, которая будет использовать ее для изготовления вспомогательной продукции из отходов производства. Вторая разработка – экспериментальная установка для проведения исследований по этой же тематике. Установка уже используется в университете при обучении студентов специальным предметам.




- Способствует ли технопарк увеличению практической составляющей в обучении студентов?


- Да. Когда студенту выдается обычное типовое задание, он к нему может отнестись по принципу "тяп-ляп сделаю, кому это дальше надо". При этом чаще всего, наиболее "продвинутая" часть студентов пытается найти подобную разработку в Интернете. Несмотря на то, что на кафедре, где я преподаю, понятие "типовой диплом" вообще отсутствует, а "типовых курсовых" так же практически нет, студенты в большинстве несерьезно относятся к заданиям. Но когда мы приводим студента к установке, которую спроектировали студенты, и говорим: "Тот курсовой проект, который ты сейчас делаешь, может быть через 2 года будет такой же установкой, и все ляпы, которые ты допустил, в ней будут", то мышление студента меняется. Он более ответственно начинает относиться к делу. Естественно, речь идет не о всех студентах. Хороших будущих конструкторов не более 10%, и наша задача этих конструкторов выявить и привлечь к творческой работе.

В конструкторское бюро технопарка мы привлекаем студентов на разработку под конкретные заказы, что зачитывается ему как курсовое проектирование. В этом случае студент выполняет разработку отдельных узлов. И у него уже психология не студенческая, а конструкторская. Он понимает, будет отвечать за плохой результат, не как студент оценкой за курсовой проект, а как сотрудник предприятия – конструктор.

- Какие меняются абитуриенты в последние годы?

- Я могу говорить про абитуриентов, которые поступают на технические специальности. У нас был период, когда черчение убрали из школьного курса. Вот тогда очень резко упал уровень подготовки.

- Это давно было?

- В 2010 г. пришли первые абитуриенты, у которых черчение вновь в школе появилось. До этого в течение года их фактически приходилось учить просто чертить. Вообще, использование систем автоматизированного проектирования должно было бы полностью поменять подходы к преподаванию черчения в школе и начертательной геометрии в университетах. Не дело, когда студенты приходят на специальные предметы, где должны учиться проектировать, а нам их приходится учить практически азам. Технопарк и университет тесно сотрудничают с фирмой "АСКОН-БЕЛ" (Минск) в плане более широкого применения систем автоматизированного проектирования.

В этом году "АСКОН-БЕЛ" провел семинар для преподавателей университетов, техникумов, школ по пропаганде массового использования бесплатной лицензии АСКОН для школ. Университет и наше предприятие принимали участие в этом мероприятии, где представляли доклады по опыту использования КОМПАС 3D в образовательном процессе. К сожалению высокой заинтересованности, мы пока не увидели. Процесс инновационности в образовании упирается в инертность преподавателей.

Зачем что-то менять, если есть уже отлаженные учебные планы, курсы подготовлены и много лет уже начитаны? Проявление инициативы минимально, хотя есть хорошие примеры, когда энтузиасты начинают преподавать свой предмет с использованием систем автоматизированного проектирования в школах и достигают хороших результатов. Например, учитель Павлов Андрей Алексеевич из г. Орши, ребята которого стали победителями конкурса Будущие Асы в 2011 году.

- А университет "идет" в школы?


- Когда идет рекламная кампания по набору в университет, мы приходим в школу. Преподавать же определенные курсы в школе невозможно из-за различных требований к преподавательскому составу. Кроме того, есть определенная дистанция между университетом и школой. Есть разрыв между тем, кого выпускает школа, и кого хотели бы видеть в университете. Университет и преподаватель знают, что они должны подготовить специалиста, и при низком уровне его подготовки с них спросят. А школа просто выпускает возможного будущего студента, и никто не придет в школу и не начнет требовать то, что ожидали бы видеть в университетах. Иначе будет в определенной степени поставлена под сомнение школьная программа.

- В России есть проблема с разрывом между навыками и знаниями выпускника и тем, что требуется предприятию…


- Такая проблем есть и у нас. Поскольку на кафедре университета я веду несколько курсов, касающихся разработки оборудования, то хорошо знаю, что если в плане подготовки специалистов конструкторов мы учим их на достаточно хорошем уровне, то как технологи наши студенты не "дотягивают" до требований предприятий. Есть примеры, касающиеся студентов конструкторов, которые, придя на предприятие, через несколько лет находятся на должностях заместителя главного инженера или заместителя начальника конструкторского бюро. Это показывает хорошую конструкторскую подготовку студента.

На нашей кафедре три человека поменяли местами дополнительное место работы (технопарк) и основное (университет). Сейчас они сотрудники технопарка, но остаются совместителями как преподаватели в университете. Связано это с тем, что в силу определенных причин, работник предприятия, тем более технопарка, может быть преподавателем, наоборот – практически невозможно. Почему это хорошо? Студенты чувствуют, что им дает знания не просто преподаватель, а человек, который работает на реальном производстве, и требования предъявляются те, которые и потом действительно потребуются.

- Взаимодействует ли технопарк с предприятиями и университетом?


- Непосредственно с предприятиями пока нет. В технопарке есть резиденты, выпускающие инновационную продукцию. Одной из функций технопарка является оказание помощи в развитии предприятиям-резидентам. Студенты университета имеют возможность проходить практику как в самом технопарке, так и на этих предприятиях. Основной профиль нашего университета – легкая промышленность, поэтому в технопарке есть участок по изготовлению обуви, где студенты-обувщики проходят лабораторные работы, практики производственные и преддипломные, выполняют дипломы по проблемным вопросам технопарка. В результате студенты могут изучить весь процесс изготовления продукта от начала и до конца.

Точно так же аналогичное взаимодействие начали и с резидентами технопарка. В перспективе в технопарке хорошо было бы организовать предприятия-резидентов по направлению каждого факультета. Тогда бы для прохождения практики студент не шел бы на какое-то предприятие, где его не очень ждут, а изучал реальное производство на предприятии-резиденте. После такой подготовки он бы был более востребован на производстве. Ведь студент 2-го курса, еще мало что знающий и умеющий, по сути, для предприятия является лишней нагрузкой. Студентов 3-его курса могут брать на рутинную работу: сделать простенький чертеж, что-то доработать, какие-то нюансы внести, чтобы проверил конструктор. Студентам 4 курса поручают расчеты и изредка задействуют в техпроцессе. Вот во время преддипломной практики нередки случаи, когда студент приходит, к нему неделю присматриваются и берут на работу. В результате уже во время преддипломной практики и дипломного проектирования он работает по специальности. И предприятие его к себе же потом распределяет.

- Ваши сыновья также участвовали в конкурсе?


- Да, старший сын защитил диплом, сейчас поступает в магистратуру. Выполненный во время учебы курсовой проект, лег в основу одной из разработок, представленных на конкурсе этого года. Эту работу он уже выполнял как конструктор нашего конструкторского бюро. Кстати, его студенческие проекты дважды становились победителями Конкурса Будущих Асов 3D проектирования. А младший сын пока только на 2-м курсе. Но я, думаю, еще все впереди. Конструктор из него должен получиться.

- Вы уговаривали их выбрать техническую специальность?


- А у них выбора не было. Я – инженер, отец у меня – инженер, жена – инженер, дядя тоже инженер, и родители и дед у жены тоже были инженерами. В понятии сыновей с детства воспитывалось, что нормальный человек – это инженер. Всегда говорили так: получил инженерное образование – это база, а потом если захочешь, можешь получить другое. Есть примеры, когда наши специалисты-конструктора оканчивают полугодовые курсы экономистов, менеджеров и работают по новой специальности. И это значит, что хорошему инженеру надо полгода выучиться, чтобы стать экономистом, маркетологом. А вот экономисту вряд ли полгода хватит, чтобы стать инженером.

- Все ли студенты работают по специальности?


- Тяга к инженерному труду пока слабовата. Все вроде бы и понимают, что инженер сейчас без проблем устраивается на работу, в отличие от экономиста или юриста. Но зарплата все равно у последних зачастую больше. Сказываются проблемы машиностроительных предприятий, о которых говорилось выше. Все-таки инженеру, чтобы достичь хорошего уровня надо еще пару лет после вуза подучиться, набраться опыта. Можно оформить проект, можно сделать сборку, но есть нюансы, которые только практика может выявить. И по этой причине два года после университета заработки невысокие, а сейчас это основная мотивация.

Но, с другой стороны, анализ наших выпускников, за последние несколько лет, показывает, что 20-30% от группы работают на инженерных должностях конструкторами или технологами. И это неплохо. К примеру, из группы, которую я заканчивал в 1986 г., инженерами работают всего пара человек. Все остальные и близко не имеют отношение к инженерным специальностям, а это были еще советские времена. Поэтому мотивация и тогда была не на высоком уровне. Потом был период, когда наши выпускники, отработав два года распределения, сразу уходили с предприятий. Сейчас они все-таки продолжают работать инженерами-конструкторами, правда, уехав из Белоруссии в Россию (Москву, Санкт-Петербург…)

Определенное наметившееся увеличение количества работающих по специальности, по моему мнению, частично связано с САПР. У конструктора стало больше возможностей для творчества. Если конструктор раньше попадал куда-нибудь на пару лет на вычерчивание деталировок, это отбивало у него всякое желание что-то делать, чему-то учиться. Сейчас подобная должность практически ликвидирована. Любой конструктор на своем месте творец. Работая над проектом, он видит не только свой маленький узел, который проектирует, он может наблюдать за тем, как происходит общая разработка конструкции, учится и может привносить что-то свое в общую разработку.

Не только студентам, но и специалистам на предприятиях надо осваивать новые версии САПР и другие программные продукты. Потому что очень редко бывает, чтобы на предприятии использовался только один программный продукт. И если человек работает во всех, он будет востребован. Если человек зациклился на одном продукте, он застывает в развитии.

В последнее время работать стало интереснее. Мы с 2003-2004 гг. используем КОМПАС и для преподавания, и для разработки. У нас на кафедре сложился очень хороший коллектив молодых увлеченных сотрудников, которые практически все предметы преподают с использованием компьютерных технологий и различных программных продуктов. Начиная с первых конкурсов Будущих АСов, от кафедры подавалось по четыре-пять проектов. Поэтому, когда пару лет назад ограничили представление на конкурс 4 проектами от одного учебного заведения, мы на кафедре начали проводить внутренний отбор, такой мини-конкурс, какие проекты отправлять. Реально в год студентами разрабатывается 6-7 проектов, которые могли бы участвовать в конкурсе.

- Вы видели ряд проектов, представленных на конкурсе. Помогает ли подобное знакомство с проектами других участников?


- Да. Во-первых, на таких мероприятиях всегда презентуют что-то новое, говорят о том, что не прочитаешь в статьях и на сайтах. Получив такую информацию, начинаешь интересоваться этими возможностями, программным обеспечением. Так, когда то произошло и с КОМПАС. Один из преподавателей съездил на презентацию, приехал, рассказал о возможностях – все заинтересовались. Университет приобрел лицензию, и мы начали учиться и учить. Во-вторых, вживую общаешься с конструкторами, разработчиками и видишь их уровень, примеряешь к себе, насколько ему соответствуешь, ищешь новые идеи.

Например, в конкурсе Будущих Асов, в прошлом году мы первый раз подали проект, касающийся разработки прикладных библиотек, а в этом году на него отправили уже три проекта. Присутствуя на профессиональном конкурсе, я вижу перспективу развития этого направления. Причем делать это надо именно в университетах, взаимодействуя с предприятиями и изучая их потребности в подобных продуктах. Вот таким образом и должна проявляться связь между учебным заведением и производственным предприятием.

Идея о том, что инженеру неплохо было бы под себя подстраивать программный продукт, возникла года четыре назад, в результате участия в одной из олимпиад, которую проводил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ). Отправив работу на олимпиаду, мы подумали: почему бы эту тему не попробовать развить? И на сегодняшний момент на кафедре читается специальный курс по прикладному программированию, студенты учатся создавать дополнительные прикладные библиотеки к КОМПАС.

Поэтому я всегда стараюсь, если есть возможность, выбираться на такие мероприятия. Живое общение не заменит никакое виртуальное. Когда читаешь отчет о проведении в интернете, это никаким образом не может заменить реального участия.

- Спасибо Вам за беседу и подробные ответы на вопросы!

Беседовала Елена Абашева (Портал машиностроения)

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте
См. также:

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Вакансии машиностроительных предприятий   |   Резюме машиностроителей   |   Публикации  
© 2016 Портал машиностроения