Т. Чистякова (СПБГТИ(ТУ)): об опыте обучения производственного персонала инновационных промышленных предприятий

Тамара Чистякова, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета) ‒ СПбГТИ(ТУ), на конференции "Решения Blackboard для успешного преподавания и обучения" (Bb day Moscow), рассказала о проекте по разработке и апробации программы обучения производственного высококвалифицированного персонала инновационного предприятия РОСНАНО и ответила на вопрос Портала машиностроения о выборе решения для создания виртуальной среды обучения.

Конференция, посвященная обсуждению современных технологий обучения и мирового опыта эффективного использования e-learning ‒ "Решения Blackboard для успешного преподавания и обучения" (Bb day Moscow), прошла 9 октября в рамках образовательного форума EduTech Russia 2012 в МВЦ Крокус Экспо (Москва). Организаторами конференции выступили компании VP GROUP и Blackboard.

Тамара Чистякова, проректор по учебной работе СПбГТИ(ТУ), рассказала о проекте по разработке и апробации программы обучения производственного высококвалифицированного персонала инновационного предприятия РОСНАНО - "Вириал": "Автоматизированная обработка информации и управление производством наноструктурированных керамических материалов и покрытий" с использованием элементов электронного обучения". На предприятии реализован полный производственный цикл выпуска изделий из наноструктурных керамических и металлокерамических материалов, начиная с синтеза исходных компонентов и заканчивая контролем качества конечных изделий.

Для инновационных предприятий очень важно научить производственный персонал переходить от одного типа продукции на другой и уметь управлять новым типом продукции. И такой персонал должен обладать большим количеством разносторонних знаний.

Университет является одним из 15 вузов, участвующих в проекте РОСНАНО по подготовке кадров для наноиндустрии. Форма обучения в режиме e-learning стала предпочтительной в виду высокой занятости специалистов на рабочем месте. Целевая категория слушателей – инженеры-технологи. Задачи проекта: разработать программу для обучения для производственного высококвалифицированного персонала в режиме e-learning и в течение месяца опробировать его на обучении персонала для повышения профессиональных компетенций. Нужна была мобильная оболочка, обладающая всеми возможностями для реализации такого проекта. Для этого были выбраны решения Blackboard. Созданная виртуальная среда позволила выстроить индивидуальные траектории обучения по модульному принципу.

Тамара Чистякова отметила ряд возможностей активного обучения с помощью созданной среды: использование 3D-моделей оборудования с дистанционным доступом, позволяющих виртуально проводить его настройки – "крутить ручки"; удаленное изучение образцов на электронном микроскопе, сопровождаемое комментариями специалистов; экспертная оценка уровня знаний учащихся на основе результатов практических занятий и др.

С помощью 3D-моделей оборудования специалисты смогли изучить его характеристики и рассмотреть со всех сторон, а студенты, изучающие CAD-системы, смогли на практике сделать подобные объекты и виртуальные модели.

Среда дает возможность проводить лабораторные работы по исследованию структуры материала, используя удаленный доступ к оборудованию. Был создан симулятор с возможностью подбирать оптимальные режимы для процессов спекания частиц. Технологи также могли заполнять базы данных по оборудованию, новым материалам и свойствам дистанционно.

Работоспособность системы была подтверждена во время визита Д. Медведева в сентябре текущего года, когда с помощью мобильной связи он связался в среде Blackboard с сотрудниками производственного предприятия, находящимися на рабочем месте.


Фото с сайта Правительства России

Сейчас виртуальная среда в вузе используется для подготовки магистрантов в области материаловедения и IT-технологий.



- Тамара Балабековна, расскажите, пожалуйста, почему было принято решение об использовании технологий компании Blackboard для обучения?

- Перед нами стояла сложная наукоемкая задача – обучение производственного персонала инновационных предприятий, строящихся в России. Подобные предприятия существуют в условиях конкурентной среды, они должны следить за новинками рынка и постоянно повышать квалификацию персонала. Проектная компания РОСНАНО – ООО "Вириал" – является именно таким предприятием.

И возникает необходимость в образовательной программе, позволяющей готовить инженеров, нехватка которых остро ощущается сейчас и в России, и в Европе. Образовательная задача нашей программы – формирование профессиональных компетенций в области автоматизированной обработки информации и управления производством наноструктурированных керамических материалов и покрытий. Форма обучения в режиме e-learning является предпочтительной в виду высокой занятости специалистов на рабочем месте. Для реализации программы необходима современная среда дистанционной поддержки обучения с различными возможностями.

При выборе мы учитывали, что ни одна система электронного обучения не сможет удовлетворить всем нашим требованиям. Современные тенденции образования связаны с болонским процессом, модульной структурой, использованием мобильных технологий. И решения Blackboard позволяют обеспечить соответствие современным требованиям.

Нам нужно, чтобы инженеры работали в нашей стране, и их подготовка также осуществлялась в России. Но при этом обучение должно вестись с учетом всех международных достижений в образовании. Программа предусматривает как доступ к различным образовательным, в том числе международным ресурсам, так и приглашение ученых из разных стран, которые с помощью технологий Blackboard могут проводить специализированные вебинары.

Для современных инженеров необходима работа на современном оборудовании. В вузах такого оборудования зачастую нет. И у нас теперь появилась возможность снять видео и предоставить дистанционный доступ к оборудованию. Инженер может дистанционно увидеть процесс исследования на электронном микроскопе образца, полученного им на предприятии, и услышать комментарии специалиста.

Но самое главное – это возможность активного обучения: я провел эксперимент – и я могу ввести в систему через удобный интерфейс данные, имею доступ к наукоемким ресурсам вуза, могу обработать данные и получить результат в готовом и удобном мне виде. И решения в области e-learning от Blackboard позволяют все это реализовывать.

Контент по-прежнему имеет важное значение. Мы работаем в одном из старейших вузов. Санкт-Петербургский государственный технологический институт (СПбГТИ(ТУ)) сохранил специалистов и ученых, владеющих знаниями, технологиями управления данными и проведения исследований. Современная среда обучения позволяет донести этот контент и сделать его интересным, в том числе и с использованием мобильных технологий, до молодых людей.

Я присутствовала на вручении дипломов в Дармштадском техническом университете (Германия), с которым у нашего вуза заключен договор о двойном дипломировании, – это целое красочное шоу. Профессор университета, с которым я общалась, заметил, что если они при обучении не будут использовать мобильные и другие современные технологии – то студенты уже не будут слушать, а тут же отвлекутся – "клик-клик-клик" на планшете, смартфоне или телефоне и внимание слушателя утеряно.

Для нас также важным было наличие специалистов, помогающих внедрять решения компании Blackboard в России. В компании VP GROUP, партнере Blackboard в России, работают настоящие профессионалы и энтузиасты.

Одним из недостатков системы является высокая цена, что делает ее доступной только крупным компаниям и университетам. Но в нашей стране создаются научно-исследовательские институты, объединяются федеральные университеты (ДВФУ и др.), где концентрируются ресурсы. Формируются целые центры технического и гуманитарного образования. И без использования современных технологий в области обучения, в том числе и электронного, будет трудно обойтись. Сами мы такие системы будем разрабатывать годами, и они устареют уже до выхода их в эксплуатацию.

Отчет по конференции, презентации и фото>>

Материал подготовлен Еленой Абашевой (Портал машиностроения)

Источник информации
Компании
Опубликовано 16.10.2012