Дуальное обучение: с чего начинать в НЛМК?

НЛМК О том, что представляет собой дуальная система обучения, почему считается такой эффективной и с чего можно было бы начать ее внедрение в группе НЛМК, делится своим мнением Юрий Плотников, инженер-конструктор ремонтного производства Новолипецкого комбината.

Мировая практика

Текущая ситуация с подготовкой рабочих кадров в стране не удовлетворяет ни государство, ни крупный бизнес. Несостоятельность российской системы, которая не соответствует современным реалиям, и острая нехватка квалифицированных рабочих кадров заставляет вновь и вновь поднимать этот вопрос не только в профильных учебных заведениях, на предприятиях, но и на высшем уровне.

Не секрет, что сегодня реформа образования в нашей стране проводится с учетом зарубежных тенденций. Так, во многих странах ЕС хорошо себя зарекомендовала система дуального профессионального образования.

Дуальная система – это вид профессионального образования, который подразумевает получение теоретических знаний в учебном заведении и практических навыков на рабочем месте обучающего предприятия. Большая часть обучения проходит у работодателя, так что по его завершении у выпускника есть практический опыт, применимый на конкретных рабочих местах.

Это одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров, которая получила мировое признание. Она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон – предприятия, работников и государства.

Теория и практика: как это выглядит

Теория – это классические занятия в профессиональной школе, которые могут проводить работающие специалисты: те, у кого есть большой практический опыт, но нет постоянной ставки. Люди делятся знаниями и опытом применения технологий, которые активно используются на практике, а не были описаны в учебниках несколько десятков лет назад, – и это несомненный плюс.

Что касается практики, то она проходит на предприятии, с которым был заключен контракт на обучение. Каждый ученик в течение всего времени учится и работает под руководством личного наставника. В зависимости от плана он имеет уникальную возможность обучаться у разных мастеров и на разных производственных агрегатах. При этом дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах, набраться реального опыта и поучаствовать во внутренних проектах.

Главная цель – адаптировать человека к будущей работе и сделать из него высококлассного специалиста.

Австрийская дуальность


В профессиональном обучении австрийских учеников участвуют две инстанции: профессиональная школа и учебное предприятие.

В Австрии 40 тыс. предприятий предоставляют учебные места. Любое предприятие, независимо от его размеров, даже если собственником является один человек, имеет право обучать других. Однако для этого должны выполняться определенные требования.

Первое – необходима материально-техническая база, чтобы ученик овладел всеми необходимыми профессиональными компетенциями. Второе – на предприятии должно работать достаточное количество профессионально и педагогически подготовленных наставников производственного обучения в соотношении «один наставник на двух учеников».

Если же работодатель по той или иной причине не может выполнить этих требований, всегда есть возможность провести обучение в рамках образовательного объединения, то есть с привлечением фирм-посредников – специальных профессиональных учебных центров. Около 40% молодежи в Австрии после окончания девяти классов обязательного школьного образования решают получить среднее профессиональное техническое образование. Процесс обучения начинается с заключения трехстороннего договора (работодатель, ученик и его законный представитель) с учебным предприятием. Это предприятие либо само обучает ученика практическим умениям и навыкам, либо предоставляет для него специальную школу – профессиональный учебный центр. Кроме того, при поступлении на обучение в то или иное учебное предприятие ученик проходит вступительные испытания: теоретический и практический экзамены, собеседования.

С чего начать нам?

С чего же лучше начать внедрение дуального обучения в группе НЛМК?

Первое и самое важное, на мой взгляд, – создать пилотную группу, например, из сварщиков или станочников. На Новолипецком комбинате учебным предприятием при этом могут выступить цеха ремонтного производства. Роль профессиональной школы могут выполнять профессиональные лицеи при предприятиях.

Параллельно для формирования будущих групп можно проводить набор в школах и отбирать на самом начальном этапе заинтересованных учеников девятых классов, которые хотели бы получить рабочую квалификацию и работать в компании.

Немаловажным аспектом является отбор наставников производственного обучения. Для того чтобы выявить заинтересованных лиц и их отношение проекту, можно провести анкетирование или собеседование среди мастеров. Мастера, в свою очередь, должны привлечь одного-двух квалифицированных работников из своих бригад в качестве непосредственного наставника на рабочих местах.

При сопровождении пилотных групп во время обучения в лицее и на предприятии есть свои особенности.

Так как оба учреждения – лицей и предприятие – являются независимыми партнерами и проводят обучение сообща, должна гарантироваться тесная совместная работа при составлении гибких и адаптируемых под процесс обучения учебных планов.

Результат

От возможного внедрения дуальной системы выигрывают все: для предприятия дуальное образование – это возможность подготовить для себя кадры, обеспечив максимальное соответствие всем своим требованиям. Кроме того, это экономия на расходах при поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Для учащихся это хорошие шансы на трудоустройство, сокращенный срок учебы и возможность получения дополнительной квалификации. Я считаю, что дуальная система профессионального образования является гарантией хорошо подготовленных специалистов и низкого уровня безработицы среди молодежи.

Благодаря органичной интеграции теории и практики в профессиональной подготовке специалистов существенно сокращаются период адаптации молодежи и, как следствие, неоправданные затраты работодателя.
Источник информации
Отрасли
Компании
Опубликовано 29.05.2014