Институт проблем естественных монополий подводит итоги 2007 года

В уходящем году Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) упрочил свои позиции в качестве одной из ведущих экспертно-аналитических организаций. На последнем в 2007 году заседании Ученого совета ИПЕМ были подведены итоги и отмечены наиболее важные события.

Одним из главных итогов работы Института в 2007 г. является издание коллективной монографии "Естественные монополии России", которая стала результатом многолетней исследовательской работы коллектива ИПЕМ в области комплексного изучения естественно-монопольного сектора России. В книге рассмотрены экономические и правовые аспекты идентификации естественных монополий, их значение для российской экономики, проблемы их регулирования и реформирования.

В сентябре 2007 года выпущен второй сборник трудов ИПЕМ "Естественные монополии в топливно-энергетическом комплексе России".

В августе 2007 года Правительством РФ была принята разработанная Институтом по заказу Минпромэнерго РФ Стратегия развития транспортного машиностроения на период до 2015 г. В процессе обсуждения и доработки данная Стратегия была согласована со Стратегией развития железнодорожного транспорта России  до 2030 года. Стратегия развития транспортного машиностроения предполагает обновление российского производственно-технологического потенциала, привлечение передовых зарубежных технологий, использование механизма частно-государственного партнерства для проведения отраслевых научных исследований.

На протяжении всего года эксперты Института вели активную аналитическую и исследовательскую деятельность, нашедшую свое отражение в докладах, представленных на различных мероприятиях (см. Приложение 1), участии в различных экспертных организациях и группах, статьях и комментариях, опубликованных в СМИ, а также в выполненных научно-исследовательских работах.

В 2007 году Институтом выполнены научно-исследовательские работы (НИР) по темам:

-  Управление стратегическими рисками развития инфраструктурных комплексов в промышленности и энергетике.
-  Доклад о состоянии топливно-энергетического комплекса России в 2007 году.
-  Разработка методологических и технических принципов построения системы мониторинга выбросов парниковых газов в топливно-энергетическом комплексе.
-  Состояние и перспективы развития мирового газового рынка.
-  Анализ динамики роста тарифов естественных монополий (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки) в 2004-2006 гг..
-  Анализ проблем, целей и принципов государственного регулирования в энергетическом секторе и разработка основных положений государственной энергетической политики.
-  Экономический анализ интересов промышленной политики.
-  Оценка технологических перспектив развития угольной генерации в России.
-  Анализ особенностей транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом.
-  Прогноз развития гражданских отраслей промышленности России на период до 2020 года с учетом их обеспеченности в электроэнергии, природном газе и транспортной инфраструктуре.

В 2007 году расширилось число заказчиков научно-исследовательских работ Института. Наряду с федеральными органами исполнительной власти заказчиками Института в этом году выступали Правительство г. Москвы, ОАО "Северсталь", ОАО "Богучанская ГЭС", ОАО "СУЭК", ООО "Инпромлизинг", ОАО "ЭМАльянс", ФГУП ВНИИЖТ МПС РФ, ООО "Газпромразвитие", НП "Координатор рынка газа", ГУ "Институт энергетической стратегии" Минэнерго России и др.

В 2007 году Институт в качестве одного из исполнителей продолжал начатые в 2006 году работы по разработке проектов технических регламентов "О безопасности железнодорожного транспорта" и "О безопасности перевозок железнодорожным транспортом".

С 2006 г. Институт принимает активное участие в разработке проекта "Энергетической стратегии России на период до 2030 года". Указанные работы будут продолжены в 2008 году.

Генеральный директор ИПЕМ Ю.З. Саакян является членом Межведомственной комиссии (МВК) по реформированию железнодорожного транспорта при Минтрансе РФ и  Экспертного совета по вопросам реформирования железнодорожного транспорта при Президенте ОАО "РЖД".

Институт принимает участие в работе профильных комитетов и комиссий Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Торгово-Промышленной палаты РФ, Общественной палаты, рабочих групп Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и в мероприятиях, проводимых этими организациями.

Сотрудники Института входят в состав постоянных экспертов Российского газового общества (РГО) и  участвуют в работе ряда рабочих групп РГО.

Институт принимает участие в работе Экспертного клуба Минпромэнерго РФ в качестве эксперта по вопросам развития электроэнергетики, газовой отрасли, расширения использования угля в энергетике (включая развитие угольной отрасли и угольное газозамещение), устранения системных проблем российского машиностроения.

В качестве экспертной организации Институт принимал участие в обсуждении и доработке Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 г., Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России до 2015 г., Стратегии развития энергетического машиностроения России до 2015 г., Стратегии развития станко-инструментальной промышленности России до 2015 г., Концепции Энергостратегии России до 2030 года, Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы, Концепции нового прейскуранта на железнодорожном транспорте и других программных документов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти.

Институт, являясь с 2006 года членом Российского Газового общества и Некоммерческого Партнерства "Горнопромышленники России", и в 2007 году продолжал активную работу в рамках этих организаций.

В 2007 году Институт вошел в перечень экспертных организаций Федеральной службы по тарифам РФ, стал членом Некоммерческого Партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники".

В 2007 г. Институт получил статус интеллектуального партнера отраслевых конференций:

-  Международная конференция "Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты" (19-22.09.2007, г. Щербинка).
-  Международная конференция "ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг" (27-28.11.2007, г. Москва).
-  Дальневосточный транспортно-логистический форум (11-12.12.2007, г. Владивосток).

Сотрудники Института проводили активную публичную деятельность, выступая на конференциях, круглых столах и других общественных мероприятиях по наиболее проблемным вопросам функционирования, развития и реформирования естественно-монопольных секторов экономики. 

Институт связывают партнерские и договорные отношения со многими научными организациями России.

В 2007 году Институт продолжал выпуск аналитических отчетов "Состояние электроэнергетики России", "Состояние железнодорожного транспорта России", "Состояние газовой отрасли РФ" и информационного бюллетеня "Вестник транспортного машиностроения".

В 2007 г. начат выпуск ежеквартального информационного бюллетеня "Вестник энергетического машиностроения".

На протяжении всего года ИПЕМ развивал взаимодействие со средствами массовой информации. Эксперты Института приняли участие в подготовке более 40 статей и интервью, как для специализированных СМИ, так и для СМИ общей направленности, 14 раз выступали на радио и телевидении. Летом 2007 г. были проведены пресс-конференции по темам "Рост цен на продукцию черной металлургии как фактор ценообразования в секторе металлоемких производств" и "Возможные риски для российской экономики, вызванные китайской внешнеэкономической экспансией".

Институт является генеральным партнером тематических приложений к газете "Коммерсантъ" "Business Guide (Машиностроение)".

В наступающем году Институт проблем естественных монополий продолжит активную научную деятельность по изучению естественно-монопольных секторов экономики России. На первую половину будущего года планируется выпуск третьего сборника трудов Института, посвящённого правовым вопросам регулирования естественных монополий.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 27.12.2007