Татнефть испытывает агрегат по свабированию скважин собственной разработки на базе "КамАЗа"

ОАО "Татнефть" проводит испытания опытного образца агрегата по свабированию скважин (ДОС) на базе автомобиля "КамАЗ", разработанного институтом "ТатНИИнефтемаш" и изготовленного в ОАО "Азнакаевский завод Нефтемаш" (обе организации входят в структуру Татнефти). Как сообщили в компании, новинка должна составить конкуренцию применяемым в нефтегазодобывающей отрасли страны установкам "Азинмаш-37", созданного Азербайджанским научно-исследовательским и опытно-конструкторским институтом нефтяного машиностроения, и "АПРС-40", поставщиком которого является ОАО "ЕлАЗ" (Татарстан). Обе они монтируются на платформу автомобиля "Урал". Преимуществами нового агрегата называются более безопасное производство работ, сокращение времени на подготовку к свабированию, наличие собственной цистерны объемом 4 куб. м и насоса для откачки добываемой продукции в другую цистерну.

Компания начала применять свабирование в 2004 году. Этим методом из 251 скважины добыто 39 тыс. т нефти. В 2005 году планируется удвоить эту цифру. Таким методом Татнефть осуществляет добычу из нерентабельных, пьезометрических (для наблюдения за динамикой пластового давления), законсервированных и разведочных скважин.

Метод свабирования заключается в спуске в насосно-компрессорную трубу специального поршня - сваба, снабженного обратным клапаном. Перемещаясь вниз, поршень пропускает через себя жидкость, при подъеме клапан закрывается, и весь столб жидкости поднимается вместе с поршнем. Преимуществами этого метода в Татнефти называют возможность определения и интенсификации притока жидкости из пласта, не устанавливая на нее глубинно-насосное оборудование и не подводя коммуникации, вести добычу в разведочных скважинах за пределами месторождений, производить освоение скважин после бурения и капремонта. Способ исключает возможность образования в скважине взрывоопасных газовоздушных смесей, отпадает необходимость замещения, заполняющего скважину раствора.

Источник информации
Опубликовано 23.06.2005