ММПП "Салют" разрабатывает двигатель СПМ-21 для нового российского самолета МС-21

Предлагаемый российскими и украинскими моторостроителями проект авиационного двигателя СПМ-21 для нового российского ближнесреднемагистрального самолета МС-21 экономически самый выгодный и быстрореализуемый, заявили его создатели на совещании участников кооперации по данному проекту, прошедшему на ММПП "Салют".

Как заявил генеральный директор Московского машиностроительного производственного предприятия "Салют" Юрий Елисеев двигатель-демонстратор СПМ-21 может быть создан в течение двух лет, а на реализацию всего проекта, включая сертификацию двигателя, потребуется всего пять лет. "Никто в такие сроки создать новый двигатель не сможет", - сказал он.

По его словам, затраты государства на создание двигателя СПМ-21 составят порядка $200 млн, а со стороны участников проекта - порядка $400 млн.

Юрий Елисеев отметил, что если даже двигатель будет собираться на Украине, то все равно он более чем на 50% будет российским, а если в России, то этот показатель превысит 70%.

При этом при разработке авиационного двигателя СПМ-21 для нового российского ближнесреднемагистрального самолета МС-21 планируется максимально использовать наработки, полученные участниками проекта при создании других двигателей, таких как Д-436, Д-27 и др. "Мы берем самые лучшие технологии, которые уже освоены. Если начинать с нуля, то на разработку нового двигателя потребуется минимум 10-12 лет", - сказал  президент компании "Двигатели "Владимир Климов-Мотор Сич" ("ВК – МС") Анатолий Ситнов. Он отметил, что тройка основных участников кооперации по проекту - ММПП "Салют", ОАО "Мотор Сич" и ГП "Ивченко-Прогресс" - и другие участники проекта полностью готовы к его реализации. "Технических рисков при создании СПМ-21 практически нет", - подчеркнул Анатолий Ситнов.

Принявший участие в совещании главный конструктор - первый заместитель генерального конструктора ГП "Ивченко-Прогресс" Игорь Кравченко в свою очередь отметил, что двигатель СПМ-21 по экологическим характеристикам будет не только соответствовать требованиям ИКАО, но и иметь хороший запас и по шуму и по эмиссии вредных веществ. Созданная госпредприятием "Ивченко-Прогресс" новая камера сгорания уже сейчас обеспечивает уровень вредных выбросов на 55-65 процентов ниже, чем определено требованиями ИКАО.

"Ресурс "горячей" части двигателя составит 20 тысяч полетных циклов или 40 тысяч летных часов, а "холодной" - 40 тысяч, или 80 тысяч летных часов", - сказал И.Кравченко. Он отметил, что новый двигатель имеет хорошие рыночные перспективы. Он может использоваться не только на МС-21, но и на других пассажирских и транспортных самолетах. По оценке экспертов, рынок двигателей класса СПМ-21 составляет до 2026 года порядка 32 тысяч единиц. Суммарная стоимость этого рынка оценивается в $210 млрд. "Мы рассчитываем на значительную долю этого рынка", - сказал И.Кравченко.

Он сообщил, что полный комплект документации и на СПМ-21 будет делать московский "Салют". Серийно новый двигатель планируется выпускать на Украине и в России.

Справка

Головным предприятием по разработке двигателя СПМ-21 определено Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют". В состав кооперации входят российские предприятия КМПО (Казань), ОМКБ (Омск), "Металлист-Самара", ФГУП "Молния" (Уфа), "Борисфен-Авиа" (Москва), ЗАО "ВК-МС" (Москва), ОМО имени Баранова (Омск) и два украинских предприятия – "Мотор Сич" и ГП "Ивченко-Прогресс" (Запорожье). Научное сопровождение проекта будут обеспечивать 37 научно-исследовательских институтов - 21 российский НИИ и 16 украинских. В том числе ЦИАМ, ВИАМ, ВИЛС, ЦАГИ, ЛИИ имени Громова и другие.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 22.08.2008