"Авиадвигатель" конструирует ГТУ для магистралей нового поколения


Девятого декабря 2009 года в ОАО "Авиадвигатель" состоялось совещание на тему "Реконструкция цеха №1 КС "Очерская" газопровода "Ямбург-Тула-1" и создание агрегата ГПА-32 "Урал" на базе газотурбинной установки ГТУ-32П". В работе приняли участие представители заказчика – ОАО "Газпром" – и поставщики газотурбинного оборудования, в том числе ООО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "НПО "Искра" и ЗАО "Искра-Авигаз".

Открывая совещание, заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром" Александр Шайхутдинов представил последние проекты "Газпрома", в которых продукция разработки ОАО "Авиадвигатель" уже активно используется (трубопровод "Бованенково-Ухта", Северный поток) – это газотурбинные установки ГТУ-16П и ГТУ-25П. Он назвал и перспективные проекты, участие "Авиадвигателя" в которых вполне реально. Это Южный поток, газопровод "Алтай", газотранспортная система "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Было отмечено, что в перспективных магистральных газопроводах планируется применение газотурбинных приводов большей мощности.

В соответствии с этими планами несколько лет назад была начата разработка более мощной газотурбинной установки ГТУ-32П на базе газогенератора большей размерности, являющегося основой серийного авиационного двигателя Д-30Ф6, разработанного в "Авиадвигателе".

 В ходе совещания пермские предприятия представили заказчику состояние дел по разработке газотурбинной установки ГТУ-32П и газоперекачивающего агрегата ГПА-32 "Урал", а также приняли активное участие в обсуждении планов реконструкции КС "Очерская".

Новая разработка КБ будет использована в составе перспективных газоперекачивающих агрегатов повышенной единичной мощности. Кроме того, ГТУ-32П будет востребована на новых магистральных газопроводах с высоким уровнем давления перекачиваемого газа (120 барр), а также при реконструкции действующих газоперекачивающих агрегатов и установок по сжижению природного газа.

За плечами разработчика газотурбинной установки ГТУ-32 – ОАО "Авиадвигатель" – 17-летний опыт создания газотурбинного оборудования, в том числе и на базе авиационного двигателя ПС-90А. Выбор двигателя Д-30Ф6 для ГПА-32 "Урал" обусловлен большей размерностью газогенератора (в 1,6 раза по сравнению с ПС-90А). Это позволит не только обеспечить заданные техническими условиями параметры, но и развить ГТУ по мощности и кпд до 40 МВт и 40%. Промышленный вариант двигателя Д-30Ф6 проектируется с двухвальным двухконтурным турбокомпрессором с малой степенью двухконтурности и силовой турбиной.

Конструктивными особенностями ГТУ-32П являются восьмиступенчатый компрессор низкого давления, десятиступенчатый компрессор высокого давления, малоэмиссионная камера сгорания и другие конструктивные решения, которые сделают ГТУ-32П соответствующим высоким требованиям, предъявляемым ОАО "Газпром" к современному газотурбинному приводу для ГПА.

По словам генерального конструктора ОАО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева, проект создания ГТУ-32П является такой же важной задачей для КБ, как и прорывной проект создания авиационного двигателя ПД-14 для самолета ХХI века  МС-21, в котором пермское КБ принимает участие как головной разработчик.

Новая разработка пермского КБ – отличный шанс занять перспективную нишу среди производителей газотурбинного оборудования увеличенного класса мощности. Пермские конструкторы готовы использовать этот шанс по максимуму.

Справка

ОАО "Авиадвигатель" – ведущее российское конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения, входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" – 100-% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами.

ОАО "ОПК "Оборонпром" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "Объединенная двигателестроительная корпорация"), другие активы. Выручка предприятий корпорации в 2008 году превысила 100 млрд. руб.

Опубликовано 28.12.2009