Microsoft исследовала уровень зрелости ERP-решений в России


Компания Microsoft в России представила результаты исследования уровня зрелости ERP-решений, используемых различными российскими компаниями. Уровень зрелости внедрений отражает специально разработанный для данного исследования индикатор – "Microsoft Dynamics ERP Index". Исследование показало, что среднее значение индекса зрелости ERP-рынка Microsoft Dynamics ERP Index составило 55%. Невысокая степень реализации потенциала внедренных решений связана с тем, что многие предприятия относятся к внедрению ERP-решений как к техническим, а не бизнес-проектам.

Методология исследования зрелости ERP-систем в российских компаниях была разработана для Microsoft аналитическим агентством IDC при участии аудиторско-консалтинговой компании KPMG. В ходе исследования в ноябре-декабре 2009 г. были опрошены 150 бизнес-руководителей и руководителей ИТ. Опрос проводился в наиболее показательном для российского рынка срезе компаний из сфер торговли, производства, транспорта и телекоммуникаций с оборотом от 50 до 500 миллионов долларов. Исследование "Microsoft Dynamics ERP Index" планируется проводить на регулярной основе с целью отслеживания тенденций на рынке и оценки изменений зрелости и эффективности использования ERP-решений.

Microsoft Dynamics ERP Index, или индекс зрелости ERP-рынка, рассчитывается как произведение двух коэффициентов, полученных в ходе исследования – проникновения и эффективности ERP-систем. Коэффициент проникновения учитывает полноту внедрения функциональности, степень интеграции решения в ИТ-инфраструктуру предприятий, охват пользовательской аудитории, удобство работы, стоимость владения и степень использования решений топ-менеджментом компаний. Коэффициент эффективности ERP-систем отражает полноту достижения целей внедрения решений.

При среднем значении индекса зрелости ERP-рынка 55% наименьший результат оказался равен 20%, а наивысший – 95%. Только 38% компаний показали уровень индексов проникновения и эффективности выше средних значений. Еще у 24% компаний эффективность оказалась достаточно высока при низком уровне проникновения. Эффективность оставшихся 38% компаний была оценена как низкая, причем 15% компаний показали невысокие значения как индекса эффективности, так и индекса проникновения ERP-систем. На практике это означает, что 62%, или почти двум третям, предприятий следует предпринять шаги, направленные на оптимизацию существующих бизнес-приложений.

Владимир Водянов, директор департамента Microsoft Business Solutions в России, комментирует результаты ииследования: "Компании, которые уже внедрили ERP-решения или только готовятся к подобным проектам, помимо стандартных аспектов, касающихся стоимости, сроков проекта и функциональности, должны обращать внимание на конечные цели использования ERP-систем сотрудниками и топ-менеджерами компаний. Практика бизнеса требует отношения к ERP-проектам как к проектам оптимизации и повышения эффективности деятельности предприятий, а не как к сугубо техническим проектам".

Кирилл Сидоренко, партнер компании KPMG, считает: "В настоящее время основным полем применения ERP-систем остается автоматизация управления бухгалтерией, финансами, персоналом и расчетом заработной платы, а значит, потенциал технологий, предназначенных для управления и планирования, остается незадействованным".

Елена Семеновская, руководитель программ исследований рынков ПО и ИТ-услуг России и СНГ компании IDC, говорит: "Наши исследования показывают, что российский рынок ERP-систем, который до 2009 года рос рекордными темпами, под влиянием кризиса 2009 года существенно замедлил, но не остановил свой рост. В ближайшие пять лет он будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2,1%. Это значит, что российские предприятия в целом правильно истолковывают роль систем управления как критически важную для развития бизнеса, и готовы принять меры к повышению эффективности использования технологий".

Некоторые результаты исследования

По результатам исследования показатель Microsoft Dynamics ERP Index составил 55%, то есть российские компании используют потенциал своих корпоративных систем управления лишь чуть более чем наполовину. При среднем уровне проникновения решений 68% доля предприятий, на которых он составил 90% и более, не превышает 5% от общего числа. При этом уровень проникновения почти 40% внедрений существенно ниже среднего. Аналогично, эффективность почти 40% внедрений значительно ниже среднего уровня, который составил 81%. Не менее 15% решений весьма незначительно интегрированы в деятельность компаний и неэффективны.

Задачи, которые компании решают при помощи ERP (ИСУП), зачастую носят тактический характер. Основной задачей проектов создания корпоративных систем управления по-прежнему остается автоматизация управления бухгалтерией, финансами, персоналом, расчетом заработной платы. Относительно немногие компании пытаются решать с помощью ERP стратегические проблемы. Такие задачи, как финансовый и стратегический анализ, бизнес-аналитика, управление проектами, оказываются в списке целей проектов внедрению ERP менее чем в половине случаев.

Ожидания руководителей бизнеса от внедрения ERP нередко не оправдываются после завершения проекта. Полностью удовлетвореными результатами внедрения оказались только 16% руководителей бизнеса, а 32% оказались частично удовлетворены. В то же время руководители, принимающие технологические решения, склонны переоценивать эффект от внедрения. Почти половина из них считает, что скорость получения информации возросла в несколько раз. Бизнес-руководителей, согласных с ними, в два раза меньше.

Методология исследования

В ходе данного исследования компания IDC провела опрос 100 лиц, принимающих технологические решения, и 50 лиц, принимающих бизнес-решения. Опрос проводился в ноябре-декабре 2009 г. Участниками опроса стали компании с годовым оборотом от 50 до 500 млн. долл. Региональная структура выборки: Москва — 52%, остальные регионы — 48%. Отраслевая структура выборки: розничная торговля — 22%, промышленное производство — 20%, производство продуктов питания — 15%, дистрибуция — 16%, транспорт — 14%, телекоммуникации и СМИ — 13%.

Отбор с точки зрения производителей и поставщиков ERP-решений и используемой компанией-респондентом системы управления не производился. Таким образом, в выборку вошли пользователи практически всех основных систем управления предприятием, присутствующих на российском рынке. Согласно данным IDC, на долю этих поставщиков пришлось более 95% рынка в 2008 году.

Коэффициент проникновения

Коэффициент проникновения оценивался на основе нескольких факторов, таких как число внедренных функциональных модулей ИСУП, число рабочих мест, подключенных к системе, наличие неиспользованных лицензий, степень интеграции различных модулей системы, степень доработки решения, использование системы для принятия решений, и прочих. Значение каждой переменной находилось в диапазоне от 0% до 100%. Среднее значение индекса рассчитывалось для каждой компании с учетом веса каждой переменной. Веса переменных задавались экспертным путем, в зависимости от влияния каждого фактора на зрелость всего решения. Среднее значение коэффициента рассчитывалось с учетом веса каждой из компаний, зависящего от числа ее сотрудников.

Коэффициент эффективности

Эффективность рассчитывалась на основе ответов респондентов на вопрос о том, какие цели ставились перед началом проекта внедрения и в какой мере каждая из них была достигнута. Значение эффективности для каждой компании вычислено как среднее арифметическое значений ответов. Среднее значение коэффициента рассчитывалось с учетом веса каждой из компаний, зависящего от числа ее сотрудников.

Индекс зрелости (Microsoft Dynamics ERP Index)

Microsoft Dynamics ERP Index рассчитывался как произведение коэффициента проникновения и коэффициента эффективности.

Отчет "Исследование зрелости внедрений ERP-систем в российских компаниях: Microsoft Dynamics ERP Index" доступен по запросу в компании Microsoft.

Информация о подразделении Microsoft Business Solutions (бренд Microsoft Dynamics®):

Для корпорации Microsoft направление бизнес-приложений является миллиардным бизнесом с более чем 300 000 клиентов и 10 000 партнеров по всему миру.

Подразделение Microsoft Business Solutions продвигает на рынок бизнес-приложения под брендом Microsoft Dynamics. В России под этим брендом распространяются Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV — это интегрированные системы управления предприятием класса ERP и Microsoft Dynamics CRM — система для управления взаимоотношениями с клиентами.

Бизнес-решения Microsoft Dynamics используются в повседневной деятельности предприятий уже более 20 лет, помогая эффективно развивать отношения с клиентами, партнерами, поставщиками и сотрудниками, оптимизировать бизнес-процессы в области управления финансами, производством и логистикой, отношениями с клиентами.

Бизнес Microsoft Dynamics в России динамично развивается: более 2000 клиентов; 100 отраслевых решений партнеров. Среди крупных проектов минувшего финансового года: "Нарьянмарнефтегаз", "ВостокЦемент", "Русское Море", "Страховой дом ВСК", МБРР, "За рулем", "Сити FM" ("Газпром-медиа").

Новости корпорации и партнеров по направлению Microsoft Business Solutions можно найти на новом сайте по адресу http://www.microsoft.com/Rus/Dynamics/default.mspx Информация обновляется еженедельно по понедельникам.

Справка

Основанная в 1975 году, корпорация Microsoft является мировым лидером в производстве программного обеспечения, предоставлении услуг и разработке интернет-технологий для персональных компьютеров и серверов.

Корпорация Microsoft разрабатывает и выпускает широкий спектр программных продуктов. В их число входят настольные и сетевые операционные системы, серверные приложения для клиент-серверных сред, настольные бизнес-приложения и офисные приложения для пользователей, интерактивные программы и игры, средства для работы в сети интернет и инструменты разработки. Кроме того, Microsoft предлагает интерактивные (online) услуги, издает книги по компьютерной тематике, производит периферийное оборудование для компьютеров, занимается исследовательской деятельностью и разработкой новых компьютерных технологий. Продукты Microsoft продаются более чем в 80 странах мира, переведены более чем на 45 языков (в том числе — на русский) и совместимы с большинством платформ персональных компьютеров.

С ноября 1992 года в России действует представительство Microsoft (с июля 2004 года — ООО "Майкрософт Рус"), которое занимается продвижением программного обеспечения, развитием партнерской сети, внедрением продуктов, локализацией передовых решений и развитием рынка информационных технологий России.

Дополнительную информацию о компании и продуктах Microsoft можно найти на веб-серверax Microsoft: http://www.microsoft.com/rus (рус. язык) и http://www.microsoft.com (англ. язык).

Microsoft, Microsoft Dynamics являются охраняемыми товарными знаками Microsoft Corporation в США и/или других странах. Другие названия продуктов и компаний, упоминаемые в данном документе, могут являться товарными знаками соответствующих владельцев.

Опубликовано 24.02.2010