Плавтехбазе "Имандра" на Балтийском заводе исполняется 30 лет


19 февраля исполняется ровно 30 лет с момента поднятия государственного флага на плавтехбазе "Имандра", построенной на Балтийском заводе. После этого база совершила переход в порт приписки Мурманск, показав отличные мореходные качества.

В связи с применением атомной энергии в отечественном судостроении потребовалось выполнять специфичные, ответственные и сложные операции по обслуживанию атомных энергетических установок, особенно при перезарядке реакторов. Так появился новый тип вспомогательных судов – плавучие технические базы (ПТБ). Они использовались для перезарядки реакторов и технического обслуживания атомных судовых энергетических установок. Также они предназначались для транспортировки отработанного топлива, жидких и твердых радиоактивных отходов и передачи их на переработку или захоронение.

Помимо этого, плавтехбазы обеспечивали выдачу на ледоколы чистых и прием радиоактивных жидких, газообразных и твердых сред на трассе Севморпути.
Плавтехбаза "Имандра" проекта 1948 была спроектирована в ЦКБ "Айсберг" и построена на Балтийском заводе.

Наибольшая длина судна составила 130,5 м, ширина – 17,3 м, высота борта – 8,5 м, полное водоизмещение – 10000 т.

Швартовые испытания "Имандры" проходили в два этапа: первоначально – у достроечной набережной завода, затем – по месту приписки на базе обслуживания атомных ледоколов, где хранилось необходимое для испытаний специальное перегрузочное оборудование.

На всех стадиях испытаний и, особенно, при первой перезарядке были подтверждены основные характеристики ПТБ, радиационная и ядерная безопасность при эксплуатации и хранении ядерного топлива.

"Имандра" соответствовала требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря и других нормативных документов.
Что касается внутреннего устройства судна – экипаж размещается в одно-, двух- и, частично, четырехместных каютах, а комсостав – в блок-каютах. Были оборудованы салоны для отдыха, столовая с киноустановкой, сауна. Система кондиционирования воздуха обеспечивала необходимый микроклимат в помещениях, что особенно важно при эксплуатации ПТБ в северных широтах. На время перезарядки в четырехместных каютах судна размещали персонал (39 человек) с береговой базы.

Плавтехбаза "Имандра" позволила снизить простои атомных ледоколов, обеспечила бесперебойную эксплуатацию и тем самым помогла продлить строки навигации по Северному морскому пути.

Значительным фактом является участие ПТБ в выгрузке ядерного топлива из атомной подводной лодки "Курск". Чтобы завести плавтехбазу в эллинг, где уже находился реакторный отсек АПЛ "Курск", пришлось спилить ее самые высокие мачты и леса в эллинге. Неделя ушла на обустройство технологических площадок и временной системы энергоснабжения. После этого на реакторах были подорваны крышки, и началась выемка тепловыделяющих сборок. Они были перегружены на "Имандру" и транспортированы в береговое временное хранилище. Выгрузка топлива из реактора аварийной подводной лодки производилась не на плаву, а в эллинге впервые в мировой практике. В последний день февраля "Имандра" была выведена из эллинга. Мачты были восстановлены, и судно ушло на свое привычное место стоянки — базу "Атомфлота", для перезарядки атомного ледокола.

Опубликовано 17.02.2011