ОАО "РЖД" согласовало техническое задание на разработку первого российского гибридного тепловоза "SinaraHybrid"


19 октября 2011 года старший вице-президент ОАО "Российские железные дороги", Президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович согласовал техническое задание на разработку маневрово-вывозного тепловоза с гибридной силовой установкой ТЭМ9H "SinaraHybrid". Проект первого в России гибридного локомотива разрабатывает инжиниринговая компания "Центр инновационного развития СТМ" (входит в ОАО "Синара - Транспортные машины").

Это будет четырехосный локомотив с электрической передачей переменно-переменного тока, индивидуальным приводом колесных пар с суммарной мощностью 1200 л.с. Локомотив оборудуют литий-ионными накопителями энергии и суперконденсаторами. Гибридный тепловоз будет обладать улучшенными характеристиками по экологии и энергоэффективности. У нового тепловоза ТЭМ9H "SinaraHybrid" в сравнении с базовой моделью ТЭМ9 на 30% будет снижен расход дизельного топлива, до 55% уменьшатся показатели выбросов отработанных газов в окружающую среду, что соответствует современным зарубежным стандартам по экологии. В целом при создании тепловоза "SinaraHybrid" будет внедрено более 20 инновационных технических решений, которые ранее не применялись на российских локомотивостроительных предприятиях.

Необходимо отметить, что в настоящее время ведущие мировые производители маневровой подвижной техники также ведут разработки по внедрению систем гибридного привода в конструкцию локомотивов. Однако их серийное производство к настоящему моменту не налажено.

Опытный образец отечественного гибридного тепловоза ТЭМ9H "SinaraHybrid" будет изготовлен на Людиновском тепловозостроительном заводе к концу 2011 года. Изготовление установочной серии данных локомотивов планируется начать в 2013 году.

Старший вице-президент ОАО "РЖД", Президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович подчеркнул: "Компания "Российские железные дороги" в рамках реализации корпоративной программы инновационного развития поддерживает данную разработку, так как она направлена на существенное повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта. Важно отметить, что основные наукоемкие компоненты, в том числе асинхронный тяговый привод, микропроцессорные системы управления гибридным приводом локомотива, а также алгоритмы его работы, разрабатываются российскими учеными и конструкторами с учетом международного опыта".

"Мы активно привлекаем научных консультантов из отечественных и зарубежных научно-исследовательских институтов и инжиниринговых компаний. Так, например, при разработке гибридного привода проходят консультации с разработчиками Ё-мобиля, учеными Массачуссетского технологического института, Краковского технологического университета, – отметил генеральный директор Центра инновационного развития СТМ, вице-президент НП "ОПЖТ" Антон Зубихин. – Эта поддержка стала во многом возможной благодаря участию нашего Центра в проекте "Сколково". Выпустив опытный образец локомотива компания приступит к его наладке и комплексным испытаниям".

Справка

ООО "Центр инновационного развития СТМ" создано в 2010 году. Разрабатывает модели нового поколения подвижного состава и силовые установки. Основная задача Центра: концентрация научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности СТМ. С декабря 2010 года "Центр инновационного развития СТМ" является участником кластера "Энергоэффективность и энергосбережение" Инновационного центра "Сколково".

ОАО "Синара – Транспортные машины" (СТМ) - дивизиональный холдинг ЗАО Группа Синара. Направления деятельности холдинга: инжиниринг в локомотивостроения; разработка и внедрение инвестиционных проектов направленных на создание высокотехнологичного производства; продвижение и реализация продукции предприятий холдинга; организация сети сервисного обслуживания. В структуру СТМ входят: Людиновский тепловозостроительный завод (ЛТЗ, Калужская область), Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ, Екатеринбург), Центр инновационного развития СТМ (Екатеринбург).

ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" (ЛТЗ), расположено в г.Людиново Калужской области. Предприятие основано в 1745 году. С 2007 входит в состав холдинга "Синара - Транспортные машины". Завод выпускает маневровые тепловозы с гидропередачей (серии ТГМ4Б, ТГМ6Д) и с электропередачей (серия ТЭМ7А, ТЭМ9). Железнодорожная техника предназначена для выполнения маневровой и вывозной работы на станциях магистральных железных дорог и на промышленных предприятиях.

Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники" образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.
Опубликовано 24.10.2011