В настоящее время Корпорация «Иркут» завершает летные испытания первого серийного образца учебно-тренировочного и легкого учебно-боевого самолета Як-130. В ноябре 2004 года планируется поднять в воздух второй серийный самолет, а в следующем году к испытаниям подключится третий летный образец. Кроме того, в статических испытаниях используется еще два самолета. Весь цикл статических и летных испытаний будет завершен до конца 2005 года.
В процессе испытаний уже проверены взлетно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость, работа самолетных систем и силовой установки, а также успешно проведены запуски в полете встроенной силовой установки (до
Як-130 оборудован репрограммируемой системой дистанционного управления с четырехкратным резервированием, что позволяет применять самолет для основной и повышенной подготовки летчиков всех существующих и перспективных истребителей. Благодаря наличию 9 точек внешней подвески, обеспечивающих установку до 3 тонн полезной нагрузки (может включать оружие, подвесные топливные баки, контейнеры с системами наведения оружия, разведывательную аппаратуру, средства радиоэлектронного и ИК противодействия), самолет Як-130 может также применяться в качестве легкого учебно-боевого самолета.
В 2002 году Як-130 выиграл тендер Министерства обороны Российской Федерации на поставку учебно-тренировочного и легкого учебно-боевого самолета для российских ВВС.
По основным эксплуатационным и техническим характеристикам, соотношению цены и учебной эффективности Як-130 значительно превосходит своих конкурентов и имеет хорошие экспортные перспективы. Ожидается, что мировой парк учебно-тренировочных самолетов будет полностью обновлен в период до 2010 года в связи с выработкой ресурса и повышением требований к уровню подготовки летного состава для самолетов 4-5 поколений. Самолет Як-130 включен в «Единый список продукции военного назначения, разрешенной для передачи иностранным заказчикам».