Бульдозер ЧТЗ перевели на электронное управление

ЧТЗ На Челябинском тракторном заводе, в составе группы УВЗ входит в госкорпорацию Ростех, изготовили современную модель бульдозера Б11 с гидромеханической трансмиссией, который полностью управляется с помощью джойстиков.

Разработкой и испытаниями машин с электрогидроуправлением конструкторы предприятия занимаются несколько лет, но это первый бульдозер с так называемым "полным" джойстиком. Если на ранее изготовленных тракторах с помощью джойстика можно было управлять только движением машины, теперь же – и всем навесным оборудованием тоже. Два дополнительных джойстика приводят в движение бульдозерный отвал и рыхлитель.

Многолетние связи с екатеринбургским НПО "Автоматика" помогли тракторостроителям подобрать для "проекта Б11" электронный контроллер – это своего рода бортовой компьютер – и оперативно разработать управляющую программу для него. Благодаря применению контроллера и джойстиков режим поворота осуществляется именно в той последовательности, в какой она и должна быть: сначала размыкается фрикцион, потом включается тормоз (хотя предусмотрен и аварийный режим с прямым выходом на тормоз). Такая схема исключает вероятность того, что неопытный оператор сожжет тормозные ленты, поворачивая только торможением, без использования фрикциона – электроника не допустит этого.

Создатели машины с "полным" джойстиком стремились сконструировать ее не только качественной, отвечающей запросам потребителей, но и технологичной, экономически выгодной. На новом агрегате отсутствует сервирующий механизм – часть системы управления трансмиссией. Он стал не нужен, когда появилась электронная система управления. Поэтому отпала необходимость в изготовлении для трактора сложного механического узла с множеством деталей. Это упростило "начинку" машины, но, с другой стороны, сделало ее более надежной.

Кроме того, наличие джойстиков позволило превратить кабину трактора в "капсулу", где уровень шума уменьшился на два децибела. А для комфорта оператора боковые стекла оснастили сдвижными форточками.

– Сейчас новая машина проходит заводские испытания. После их завершения она будет передана на подконтрольную эксплуатацию одному из предприятий-потребителей. Управлять ею будет не опытный заводской испытатель, который хорошо знает и бережет новинку, а, как говорится, первый попавшийся штатный тракторист, которого после короткого обучения посадят на этот Б11. В феврале должно начаться изготовление опытно-промышленной партии таких тракторов. В 2019 году намечается начать и серийный выпуск машины с новой системой управления, – подводит итог главный конструктор заводского специализированного конструкторского бюро по дорожно-строительной технике Леонид Вершинский.





Источник информации
Пресс-служба ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК"
Компании
Опубликовано 15.11.2018