"Трансмашхолдинг" планирует купить Харьковский вагоноремонтный завод

Ведущий игрок на рынке транспортного машиностроения – группа "Трансмашхолдинг" (ТМХ) – присматривается к активам на Украине. Российская компания планирует купить один из вагоноремонтных заводов. На рынке уверены, что речь идет о Харьковском вагоностроительном заводе (ХВЗ). "Трансмашхолдинг" таким образом рассчитывает получить доступ на украинский рынок железнодорожной техники, емкость которого достигает 2 млрд. долл.

ЗАО "Харьковский вагоностроительный завод" образовано на базе мощностей Харьковского вагоноремонтного завода. Контрольный пакет ХВЗ принадлежит ООО "Юникон". По данным "Юникона", в период с 2000 по 2002 г. г. на заводе было собрано около 120 пассажирских вагонов. В последние годы предприятие в основном занимается ремонтом и сервисным обслуживанием подвижного состава.

Как заявил на днях бывший министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь, российская группа "Трансмашхолдинг" "хочет купить вагоноремонтный завод, который сейчас простаивает". На Украине не так много подобных предприятий, и эксперты без сомнений указывают на Харьковский вагоностроительный завод как на объект притязаний ТМХ. И хотя в "Трансмашхолдинге" не подтверждают планы покупки ХВЗ, представители "Юникона" факта переговоров о продаже предприятия не отрицают.

Вместе с тем, по словам директора управления комплектации вагонов "Юникон" Юрия Малеванного, речь не идет о покупке завода. По его информации, "Трансмашхолдинг" уже частично контролирует ХВЗ и сейчас хотел бы увеличить в нем свою долю. По данным Юрия Малеванного, переговоры о возможном выкупе доли у партнера длятся уже около двух лет. "Вопрос регулярно поднимается на встречах представителей "Юникона" и "Трансмашхолдинга". Переговоры вялотекущие, то возникают, то затухают в зависимости от конъюнктуры – политической, экономической или стратегической", – заявил РБК daily представитель "Юникона".

В "Юниконе" уверены, что интерес "Трансмашхолдинга" к ХВЗ обусловлен стремлением работать на украинском рынке. Независимые наблюдатели разделяют эти предположения. "Покупка "Трансмашхолдингом" ХВЗ, – говорит аналитик ИГ "КапиталЪ" Михаил Пак, – выглядит логичной в рамках стратегии ТМХ по укреплению собственных позиций на украинском рынке. Открыв еще весной прошлого года собственное представительство на Украине (ООО "Трансмашхолдинг-Украина"), ТМХ объявил о намерении выйти на рынки стран СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы".

Экспансии на Украину в этой стратегии отводится центральное место, говорит г-н Пак. Так, недавно ТМХ уже объявил о намерении участвовать в тендере по продаже 76% государственного пакета акций ХК "Лугансктепловоз". Поглощением же Харьковского вагоностроительного завода ТМХ может начать экспансию на рынок пассажирской техники для железных дорог.

Пока, замечают аналитики, большая часть доходов на этом рынке формируется как раз за счет сервисных услуг, в частности ремонта вагонов. "Дефицит пассажирских вагонов, – свидетельствует Михаил Пак, – только у Украинских железных дорог (УЖД), по данным на начало 2006 года, составлял 3,5 тыс. единиц". По оценке Юрия Малеванного, в зависимости от модели вагона и вида работ ремонт одного вагона стоит 100–400 тыс. долл. Соответственно, замечает Михаил Пак, учитывая, что сейчас парк УЖД составляет примерно 8,5 тыс. пассажирских вагонов, а его изношенность достигает 75%, то потенциально местный рынок ремонта пассажирских вагонов в ближайшие годы может достигнуть 2 млрд. долл.

Источник информации
Опубликовано 09.08.2006