В НП "ОПЖТ" обсудили концепцию "Умный локомотив"

ОПЖТ В г. Москве 16 апреля состоялось заседание Комитета НП "ОПЖТ" по координации локомотивостроения и их компонентов, которое провел председатель комитета Владимир Шнейдмюллер.

В заседании приняли участие президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович, технический директор АО "Трансмашхолдинг" Михаил Рожков, представители Дирекции тяги ОАО "РЖД", ООО "ПК "НЭВЗ", ФГУП ПО "Октябрь", АО "ЛЕПСЕ", ООО "Центр инновационного развития СТМ", ЗАО "Рослокомотив", ОАО "Пензадизельмаш", ООО "ЛокоТех", ООО "ПК "НЭВЗ", ПКБ ЦТ ОАО "РЖД", ЗАО "Евросиб СПБ-ТС", ООО "Локотех-Сигнал".

В своем вступительном слове Владимир Шнейдмюллер отметил актуальность и своевременность обсуждения темы заседания: концепции "Умный локомотив".

О ключевых элементах концепции "Умный локомотив" рассказал Денис Карасёв – руководитель Управления научно-исследовательских работ АО "Трансмашхолдинг". В своем выступлении он упомянул ряд ключевых технологий "Умного локомотива": системы самодиагностики состояния локомотивов и определения остаточного ресурса критических узлов; единая цифровая карта инфраструктуры, технологии ее актуализации и применения на локомотиве для задач высокоточной координатной привязки, выявления отклонений и проч., защищенный комплексный (радио-, спутниковый) цифровой канал передачи телеметрической информации, управляющих сигналов и информационных сообщений, бортовые системы диагностики состояния верхнего строения пути, контактной сети и других объектов инфраструктуры в режиме реального времени, умные грузовые и пассажирские вагоны нового поколения, программно-аппаратные средства автоматизации диспетчерского управления, бортовые системы машинного зрения, системы многофакторного контроля психофизического состояния машиниста, технологии кибербезопасности и киберзащищенности для всех систем Умного локомотива и Цифровой железной дороги, унифицированные интерфейсы и протоколы передачи данных в целях обеспечения информационного обмена между всеми участниками перевозочного процесса в рамках Цифровой железной дороги, аппаратно-программные средства удаленного управления локомотивом.

Далее Павел Шаламов – начальник отдела ООО "Центр инновационного развития СТМ" рассказал об этапах реализации концепции "Умный локомотив". В соответствии с концепцией можно выделить несколько этапов: внедрение систем "Интерактивный помощник машиниста", "Функционирование на основе внешних алгоритмов" и "Автономное функционирование". Докладчик предложил сформировать дорожную карту для реализации этих задач и несколько рабочих групп для параллельной работы над обозначенными задачами под эгидой НП "ОПЖТ".

Тему учёта требований сервисной системы обслуживания в концепции "Умный локомотив" осветил Игорь Лакин – директор департамента ООО "ЛокоТех". По его мнению "Умный локомотив" должен обеспечивать контроль работоспособности локомотива в целом и его составных узлов, контроль исправности узлов (своевременное обслуживание которых наиболее важно), защиту локомотива от опасных нарушений режимов его эксплуатации, передачу диагностической информации в АСУ ТОиР в режиме online, возможность обеспечить считывание на всем оборудовании локомотива уникального номера (RFID-метки, NFC-метки и др.), возможность формирования электронного журнала замечаний машиниста (ТУ-1523).

Владимир Кочерга – руководитель департамента локомотивного хозяйства ЗАО "Евросиб СПБ-ТС" рассказал о "SMART ENGINE" как неотъемлемой части концепции "Умный локомотив". Докладчик предложил учесть в концепции "Умный локомотив" разработку и внедрение штатной системы диагностирования дизельного двигателя и его систем (количественной оценки параметров) с использованием положений метода параметрической идентификации быстропротекающих процессов в цилиндре двигателя, разработку и практическое внедрение интеллектуальной системы управления дизельным двигателем в зависимости от уровня его технического состояния и режима эксплуатации на основе теории параметрической идентификации.

В ходе обсуждения докладов Александр Омельченко – ведущий инженер отдела новой техники Дирекции тяги ОАО "РЖД" рассказал о том, какие рабочие группы создаются по реализации концепции "Умный локомотив". В сферу обсуждения входят единый бортовой вычислитель, интеллектуальный ассистент, система диагностики, система обслуживания, система передачи данных, система позиционирования, система технического зрения и система управления безопасностью.

Технический директор АО "Трансмашхолдинг" Михаил Рожков выразил мнение, что основой разработки "Умного локомотива" должна стать стандартизация в связи с необходимостью разработки соответствующих стандартов.

Владимир Шнейдмюллер отметил, что локомотив должен диагностировать не только себя, но и инфраструктуру. Этот взаимный контроль локомотива и инфраструктуры позволит повысить уровень безопасности.

Многие докладчики говорили о необходимости наличия высокого уровня кибербезопасности в "Умном локомотиве". Президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович предложил уточнить понятие "Умный локомотив", а так же добавить к создающимся рабочим группам по реализации концепции "Умный локомотив" ещё две: по системе управления движением и системе управления рисками. Подводя итоги совещания, председатель комитета предложил собрать отдельное совещание по оптимизации и снижению стоимости жизненного цикла локомотивов и поблагодарил всех за активное участие в работе заседания.
Источник информации
Компании
Опубликовано 18.04.2019