НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" формирует принципы построения авиатранспортной системы в условиях новых глобальных вызовов

По экспертным оценкам вследствие сокращения рейсов в связи с распространением коронавируса COVID-19 объем мировой авиаиндустрии сократился с начала года более чем на половину. В условиях кризисного состояния мировой экономики, отсутствия понимания точного срока окончания текущей пандемии, а также возможности возникновения в будущем других чрезвычайных ситуаций, которые могут потребовать как изоляции территорий, так и наоборот, оперативного обеспечения их доступности для людей и грузов, в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) формируют принципы построения авиатранспортной системы России в условиях новых глобальных вызовов.

Современная авиатранспортная система – это не просто совокупность совместно действующих воздушных судов, аэродромов и комплексов средств по подготовке и обеспечению полетов, а сложная многомерная постоянно изменяющаяся система, отрасль экономики, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозках грузов и пассажиров в короткие сроки на большие расстояния, в других авиационных работах и услугах (перечень которых быстро расширяется). Особенностью авиатранспортной системы является ее международная открытость. Однако текущая пандемия обозначила высокую степень ее уязвимости.

В начале марта в Технопарке ЦАГИ состоялся международный семинар "Цифровая трансформация и гармонизация авиатранспортных систем (АТС) России и стран Евросоюза в единое Евразийское небо", организованный Центром. Российские специалисты обсудили с зарубежными партнерами специфику и проблемы развития авиатранспортной системы России, ее структуру, основные задачи проектирования и построения ее элементов, взаимодействие между участниками процесса.

Участники мероприятия отметили, что разработку проекта целесообразно возложить на профильный научный центр, способный координировать деятельность организаций-исполнителей различной ведомственной принадлежности и выполнять роль межотраслевого интегратора больших организационно-технических систем. У нас в стране таким центром является Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского". Накопленный опыт организации и выполнения комплексных научно-технологических проектов и уникальный состав научно-исследовательских институтов в структуре Центра подтверждают возможность организационного построения и успешного выполнения этого проекта под руководством Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского".

"Новые подходы в авиации сейчас должны базироваться на фундаментальных исследованиях с учетом новых возможностей и потребностей в аэромобильности, которые определяют принципы построения перспективной авиатранспортной системы. Безусловно, нынешняя пандемия рано или поздно закончится, но нам в России нужно создать такую авиатранспортною систему, которая в таких жестких, я бы даже сказал, жестоких условиях, позволяла стране развиваться и учитывала бы возможность повторения таких непростых для экономики и страны в целом сценариев. Сейчас НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" формирует принципы построения перспективной авиатранспортной системы, в том числе с учетом новых глобальных вызовов", - заявил генеральный директор НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов.

Кроме того, при создании АТС необходимо определиться со сферой и степенью вмешательства государства в управление транспортом. Во многих странах государство выступает не только как субъект регулирования на транспорте, но и как участник транспортного рынка.

"Когда мы говорим о построении авиатранспортной системы в России, мы должны определить, в какой мере государство должно влиять на вопросы развития транспортной и логистической инфраструктуры в транспортных узлах, в обеспечении координации и взаимодействии магистральных видов транспорта и транспорта, работающего на фидерных линиях, внедрении прогрессивных сквозных транспортно-логистических технологий и т.д. Государственное регулирование развития транспортного комплекса должно осуществляться на разных уровнях управления – федеральном, региональном, межрегиональном и местном. Успешное развитие транспортного комплекса требует и всестороннего учёта региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной транспортной политики. Кроме того, кризисные условия, в которых некоторые рыночные механизмы теряют свою эффективность, создают дополнительный стимул для активизации государства, как основного регулятора единой транспортной системы", - отметил глава НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского".
Источник информации
Пресс-служба ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"
Опубликовано 08.04.2020