Пермский моторостроительный комплекс подтвердил готовность ГТУ-25П к работе на магистралях "Газпрома"

Газотурбинная установка ГТУ-25ПНа компрессорной станции "Игринская" (ООО" Пермтрансгаз") удачно завершены межведомственные испытания (МВИ) опытного образца газоперекачивающего агрегата ГПА-25Р-ПС "Урал". В качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе ГПА использована газотурбинная установка ГТУ-25П на базе двигателя ПС-90ГП-25. Разработчиком и производителем ГТУ-25П стали специалисты Пермского моторостроительного комплекса. Двигатель выдержал очень жесткие условия приемочных испытаний, поставленные ОАО  "Газпром", отработав без ремонта 5304 часа.

Работу комиссии по приемочным испытаниям агрегата ГПА-25Р-ПС "Урал" возглавил заместитель начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром" Александр Шайхутдинов. В работе комиссии приняли участие начальник отдела газоперекачивающей техники и технологии ООО "ВНИИГАЗ" В. Щуровский, генеральный директор-генеральный конструктор НПО "Искра" Н. Соколовский, заместитель генерального директора по производству ООО "Пермтрансгаз" А. Ермолаев, заместитель главного конструктора проекта ОАО НПО "Искра" Д. Мельничук, управляющий директор, генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" А. Иноземцев, заместитель генерального конструктора, главный конструктор по ГТУ для ГПА и объектам их применения ОАО "Авиадвигатель" М. Хайруллин, заместитель главного конструктора ОАО "Авиадвигатель" С. Тихонов, представители различных подразделений ОАО "Газпром", специалисты ОАО "Авиадвигатель" и ОАО НПО "Искра".

Работа комиссии проходила в два этапа. 28 ноября 2006 года на КС "Игринская" состоялись испытания ГПА-25Р-ПС по утвержденному комиссией плану. В ходе испытаний была подтверждена способность оборудования работать в заданных режимах.

Второй этап работы комиссии представлял собой обсуждение результатов эксплуатации агрегата, состоявшееся 29 ноября 2006 года. На обсуждении прозвучали доклады представителей ОАО "Авиадвигатель", ОАО НПО "Искра", НПФ "Система Сервис", ООО "ВНИИГАЗ". Были обсуждены этапы разработки и доводки ГТУ-25П, готовность "Пермского моторного завода" к серийному производству установок и другие важные вопросы.

Итогом работы комиссии стало подписание акта приемочных испытаний. Всеми специалистами было признано, что основные технические характеристики газотурбинной установки ГТУ-25П, полученные по результатам предварительных и приемочных испытаний соответствуют требованиям ТУ. Больше того, в акте утверждается, что газоперекачивающий агрегат ГПА-25Р-ПС "Урал" и газотурбинная установка ГТУ-25П по своим основным конструкторско-технологическим решениям находится на современном техническом уровне. Это позволяет с уверенностью говорить о конкурентоспособности продукции Пермских моторов в ряду мировых производителей газотранспортного оборудования.

Решением приемочной комиссии агрегат принят в промышленную эксплуатацию на КС "Игринская" ООО "Пермтрансгаз". В следующем году на этой станции будет полностью завершена модернизация морально и физически устаревшего оборудования на самые современные газоперекачивающие агрегаты мощностью 25 МВт.

Представителями "Газпрома" рекомендовано производство партии в количестве 9 газоперекачивающих агрегатов типа "Урал" мощностью 25 МВт и 12 двигателей ПС-90ГП-25, что еще раз подчеркивает своевременность создания оборудования для транзита газа такой большой мощности, как у ГТУ-25П и ГПА-25Р-ПС. В перспективе – использование их на Северо-Европейском газопроводе и газопроводе "Алтай", предназначенном для транспортировки газа в Китай.

Завершая работу комиссии, Александр Шайхутдинов заявил: "Благодаря тесному сотрудничеству предприятий-разработчиков, производителей и эксплуатантов мы получили агрегат единичной мощностью 25МВт, серийный выпуск которого и скорейшее внедрение в производство помогут газоперекачивающей отрасли".

Cправка

Газотурбинная установка ГТУ-25П на базе авиационного двигателя ПС-90А является одним из последних достижений пермских моторостроителей в производстве двигателей промышленного применения. Разработка и внедрение ГТУ-25П в серийное производство осуществлялась в рамках реализации комплексной программы сотрудничества предприятий Пермского края с ОАО "Газпром".

Работы по созданию ГТУ-25П начались в 1999 году. В короткий срок ОАО "Авиадвигатель" удалось завершить разработку проекта и изготовить головной образец. При проектировании ГТУ-25П пермскими специалистами был использован опыт создания и эксплуатации ее прототипов – ГТУ-12П и ГТУ-16П.

Основу ГТУ-25П составляет двигатель ПС-90ГП-25, выполненный по схеме одноконтурного двухкаскадного двигателя со свободной силовой турбиной. Для получения лучших в этом классе установок параметров и высокой экономической эффективности были разработаны новые турбины, в том числе двухступенчатая турбина высокого давления, одноступенчатая турбина низкого давления и трехступенчатая силовая турбина с применением новейших методик проектирования. Это позволило получить в условиях ISO при номинальной мощности 25,5 МВт КПД до 39,5%.

Головной образец газогенератора ГТУ-25П был изготовлен и собран на специальное испытание в августе 2001 года. Полноразмерный двигатель был собран в июне 2002 года. Базовый образец новой установки был собран в ноябре 2003 года. Совместно со специалистами ООО "Пермтрансгаз" ГТУ-25П №1 была смонтирована на КС "Игринская" в составе газоперекачивающего агрегата ГПА-25Р-ПС, и в декабре 2003 г. выполнен первый пуск агрегата. Наработка на сегодняшний день достигла 9000 часов. В процессе пуско-наладочных работ и последующих испытаний были определены основные параметры ГПА и двигателя, включая режим максимальной мощности 30 МВт.

Компрессорная станция "Игринская" установлена на двухниточной газовой магистрали "Ямбург – Тула I" и "Ямбург – Тула II". Сечение каждой трубы 1400 мм, что обусловливает большой объем пропускаемого газа, следовательно, необходимое давление поступающего газа сможет обеспечить только мощный агрегат, такой, как ГТУ-25П.

Кроме обеспечения работы магистрали в рамках реализации национального проекта газификации регионов России станция обеспечивает газом десятитысячное население расположенного неподалеку поселка Шаркан. Объем перекачиваемого станцией газа составляет около 150 млн. м3  в сутки. Помимо пермской ГТУ-25 на станции установлены еще две ГТУ аналогичной мощностью, произведенные в Санкт-Петербурге. По словам заместителя начальника КС "Игринская" Владимира Любивого, "старая машина как минимум в два раза больше по габаритам, на нее израсходовано более 100 тонн металла, ее КПД составляет 25-28%. Пермская установка значительно мобильней в отношении запуска, надежней в эксплуатации, с КПД до 39%. Особенно нужно отметить выгодные для заказчика условия послепродажного обслуживания машины. ГТУ-25П востребована на рынке газовых технологий.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 15.12.2006