О проекте внедрения BAAN на Калужском турбинном заводе


Игорь Бажнин Интервью с Бажниным Игорем Алексеевичем, координатором проекта "Калужский турбинный завод".

– Игорь Алексеевич, сегодня у нас есть возможность поговорить с Вами о проекте внедрения системы BAAN 5 на Калужском турбинном заводе (КТЗ). Для начала – какую роль Вы выполняете на проекте?

– Проект начался в 2006 году. Я являюсь координатором этого проекта, и руководителем направления "Производство".

– Какие задачи ставит руководство предприятия, запуская проект внедрения ERP?

Главной целью является создание корпоративной информационной системы на предприятии, которая обеспечивает руководство своевременной и оперативной информацией для принятия управленческих решений.

При этом выделены четыре задачи:

  1. Обеспечение выполнения заказов в срок.
  2. Снижение оборотных средств.
  3. Управление загрузкой рабочих центров и механизмов.
  4. Получение расчетного подетального плана-графика работ.

– Что уже сделано на проекте в рамках этих задач?

– Запущены в промышленную эксплуатацию все задачи "Логистики" и практически все бизнес-процессы "Финансов и бухгалтерии".

– А если более детально – какие конкретно задачи "Логистики" Вы запустили?

– Ведение договоров закупок, ведение заявок на оплату, управление закупками, ведение договоров продаж, управление продажами, складской учет, учет в цеховых кладовых.

Сейчас уже накоплена учетная информация и производится ее анализ с помощью системы. Кроме того, мы вплотную приблизились к решению задач создания плана закупок и анализа его исполнения, создания плана продаж и анализа его исполнения и принятия управленческих решений на основе полученной информации.

– Я правильно понимаю, что логистика сейчас вся уже запущена?

– Да и полностью работает в реальном масштабе времени.

– Запущен ли план закупок?

– Нет, запущен только бюджет закупок, а план закупок пока не запущен. Т.е. план закупок из системы Баан пока автоматически не формируется. Но мы близки к реализации этой задачи, и я так думаю, что план закупок на будущий год будет рассчитан в системе.

– На основе планировщика MRP II собираетесь планировать?

– Тут два подхода. Если мы будем знать действительные заказы на будущий год, хотя бы прогноз, тогда этот план можно будет получить на основе MRP II. Если мы эту информацию знать не будем, и при этом будут стоять просто цели "увеличение продаж на столько-то процентов", или "план продаж должен соответствовать плану продаж этого года с учетом изменения цен закупок на следующий год", то мы, исходя из статистики закупок, будем создавать план на следующий год. То есть у нас есть варианты. Еще мы можем создать и тот и другой и сравнить их – нужно только найти лицо, которое может принять решение какой план надо принять за основу.

– Какое количество складов сейчас используется в системе?

– Только центральных складов закупок больше двадцати. Кроме этого, в каждом цехе ведется учет в цеховых кладовых и также осуществляется учет на складах готовой продукции.

– Запускали ли Вы модуль "Финансы"?

– Да, Финансы запускаются. Что касается финансов: полностью работают в нашей системе денежные средства, расчеты с поставщиками, финансовое планирование и расчеты с заказчиками, централизованное фактурирование. Единственно , что сейчас работает с дублированием в старой системе, так это реализация, но думаю, в сентябре мы этот вопрос решим.

Дополнительно была сделана вся отчетность перед холдингом, которая сейчас формируется на основе информации из системы БААН.

– В продолжение темы Логистики - где Вы в настоящий момент времени находитесь? Что планируете в ближайшее время?

– Сейчас внедрен учет на центральных складах, в цеховых кладовых, запускается учет основных средств. Списание материалов в производство осуществляется под конкретный проект/заказ. И когда мы запустим производство, тогда списание материалов будет делаться не просто под проект, а под запуск и выпуск деталей и сборочных единиц.

– Я правильно понимаю, что прежнюю систему, в которой велась Логистика отключили уже?

– Да, по Логистике отключили систему уже более года назад - в апреле прошлого года.

– А как долго запускали логистику?

– Примерно месяцев 6-8. Логистику запускали сразу по всем складам, и по всем службам. По некоторым службам были отставания в прошлом году, например, по службе главного энергетика, и ликвидировали мы это отставание в октябре прошлого года. Но это больше - организационные вопросы, которые должна и не смогла решить та, или иная служба. Например, в службе главного механика, которая буквально в апреле 2008г. запустилась - уже в мае отказались от ведения "амбарных" книг. Карточки складского учета у них с этого времени стались вестись только в электронном виде в системе БААН (они распечатываются в конце месяца и подшиваются в специальный журнал).

– ABC-анализ вы уже запускали?

– ABC-анализ не запускали - потребности со стороны завода до сих пор высказано не было. Но я думаю, что к концу этого – началу следующего года такая потребность возникнет, появиться заказчик этих работ, и тогда анализ будет запущен.

– Вы нам рассказали про финансы, про логистику, про учет в производстве. Что Вы можете сказать про производство КТЗ: масштаб производства, количество цехов, параметры производства?

– В производстве около 12 основных цехов. Если говорить о сложности изделий: то одно изделие может состоять более чем из 3 – 7 – 10 тысяч деталей и сборочных единиц. Цикл изготовления изделий от 2-х – 3-х месяцев и до 20 и более месяцев. Сложность учета и планирования заключаются в том, что, планирование потребностей и учет затрат собираются по каждому проекту отдельно – проектное производство – в чистом виде. Еще одна сложность в построении и реализации проектного решения в БААН заключается в том, что в процессе изготовления готового изделия, (с начала и до окончания проекта) идет постоянная корректировка спецификаций и технологических маршрутов. Масштабы изменений таковы, что в месяц проходят более 3-х тысяч конструкторско-технологических изменений, которые непосредственно оказывают влияние на все планы: план производства и план закупок.

– Я знаю, что Ваша команда дорабатывала систему передачи конструкторских изменений из конструкторских систем (CAD-систем) в систему ERP, а вернее разрабатывали систему интеграции CAD-систем с ERP БААН.

– Скорее, не CAD-систем, а системы поддерживающий конструкторский состав и технологические маршруты. На заводе есть собственная система, которая обеспечивает поддержание состава изделия и технологию его изготовления. В дальнейшем, завод планирует переход на PDM-систему, которая выполняет эти функции более качественно и полномасштабно, так как самим разработать и написать такую систему достаточно сложно. Была разработана и написана программа по интеграции и проведению всех изменений, которые происходят в конструкторско-технологической системе завода в ERP-систему БААН. В дальнейшем при переходе завода на PDM-систему эта программа может быть достаточно легко адаптирована под PDM-систему, т.к. принципы и правила интеграции не изменятся и останутся старыми.

– Каковы Ваши планы по внедрению модулей БААН, связанных с Управлением производством?

– На данный момент времени поставлена задача к концу года запустить "Управление производством" в промышленную эксплуатацию. Принято решение, и в настоящий момент оно реализуется, без дублирования в старой системе запустить два новых проекта. А через некоторое время – запустить еще 2-4 проекта аналогичным образом, и до конца года принять решение о полномасштабном запуске производства, когда каждый новый проект/заказ будет делаться только в системе БААН. Мы надеемся, что уже в этом году в системе БААН будет реализовано управление более чем 4-8 новых проектов/заказов.

– Вот вы говорите, будет запущено производство, что имеется в виду: уровень цехового управления, уровень планирования производства? Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Так как принципы планирования и учета в существующей на заводе системе и ERP-системы различны, то запустить учет без запуска планирования в системе БААН не представляется возможным.

– Не очень понятно: Вы запускаете планирование или нет?

– Мы запускаем и планирование, и учет одновременно. Сложность запуска заключается в том, что эти функции мы запускаем без дублирования в старой системе. При этом начисление заработной платы будет происходить по данным, которые зарегистрированы в системе БААН. С одной стороны это является стимулом для специалистов завода по своевременной регистрации хода выполнения заказов, а, с другой стороны, это является и сдерживающим фактором. Так как принять решение о запуске ведения проектов "вживую", без дублирования в старой системе, да так, что отчеты цехов по выполнению планов производства будут приниматься из системы БААН, и при этом "поверить", что план рассчитанный системой правильный и выполним - является достаточно сложным и ответственным шагом, на который решилось руководство завода.

– Я правильно поняла, что будет запускаться учет изготовления, выдача деталей и материалов через SFC-заказы.

– Да.

– Будем ли мы иметь состояние НЗП при этом?

– В настоящее время на заводе все детали и сборочные единицы имеют сопроводительные паспорта (на бумажных носителях), в которых отмечаются выполненные операции. Предполагается, что эта информация с этих документов будет оперативно вноситься в систему БААН. Таким образом, по всем запущенным проектам мы будем иметь состояние НЗП (подетально и пооперационно).

– У меня еще возник вопрос по интеграции логистики и финансов. Запущена она у вас сейчас?

– Можно сказать, что она сейчас формируется, то есть была запущена. Например, книга покупок в системе Баан запущена 16-го марта этого года.

– Интеграция сложно запускалась?

– Когда запускали интеграцию, бухгалтерия изменила правила введения новых изделий, поэтому пришлось кое-что менять, легко ничего не запускается.

– Вот Вы сейчас сказали, что легко ничего не запускается и, как я понимаю, по объемам того, что уже запущено на КТЗ и еще планируется к запуску – у Вас непростая и не легкая работа. Почему же Вы ею занимаетесь?

– Мы занимаемся потому, что нам нравится (смеется). Нравится получать результат. Когда получаешь результат, и система начинает работать, и люди начинают знать и управлять процессами – завод получает совершенно другое - новое качество понимания ситуации и управления. К сожалению не все, но уже многие это осознают и говорят спасибо.

Нравится, когда ты понимаешь, что делаешь нужное благое дело. Потому что современное предприятие без информационной системы управления жить не может. Это мое глубокое убеждение.

Справка

Калужский Турбинный Завод (ОАО "КТЗ") (www.ktz.kaluga.ru) является одним из крупнейших отечественных производителей оборудования для энергетики и входит в состав ОАО "Силовые машины". Основан в 1946 году.

В настоящее время предприятие производит следующие виды продукции: турбины паровые мощностью до 60МВт, турбогенераторы малой мощности (до 3 МВт),установки геотермальные модульные, сепараторы, насосы, оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, оборудование теплообменное.

Также завод изготавливает оборудование для нефтегазовой промышленности: оборудование для обустройства газовых месторождений, оборудование для утилизационных теплоэнергетических комплексов, газорасширительные турбоустановки для бестопливной выработки электроэнергии на газопроводах, зубчатые зацепления редукторов газонагнетателей и т.д.

Оборудование, произведенное Калужским Турбинным Заводом, реализуется на территории Российской Федерации, а также экспортируется в страны дальнего и ближнего зарубежья. С 2006 года КТЗ ведет проект по внедрению системы управления предприятием на базе SSA ERP LN (БААН5). Поставленные задачи:
- обеспечение выполнения заказов клиентов в срок,
- снижение оборотных средств,
- управление загрузкой рабочих центров и механизмов
- получение расчетного подетального плана-графика работ


Беседовала Киселева Светлана,
менеджер проекта по внедрению ERP-систем
(ООО "ERP-consulting", www.erp-consulting.ru)

Опубликовано 09.10.2009