Интервью с В.Г. Осиповым ("Московский подшипник"), часть 1: Мы ставили планку сделать производство аналогичное существующему в Германии

Московский подшипниковый завод (ОАО "Московский подшипник - (ГПЗ-1)" был основан в 1932 году. С 2001 г. завод входит в состав Европейской подшипниковой корпорации. Юбилейной дате – 29 марта 2012 г., 80-летию завода – посвящаем интервью, данное Порталу машиностроения руководителем Дивизиона МП – исполнительным директором ОАО "УК ЕПК" Владимиром Григорьевичем Осиповым. В первой части интервью В.Г. Осипов рассказывает об истории завода и его выживании в кризисные годы.


- Через какие этапы проходил завод на протяжении своего существования? Как преодолевались кризисы?


- История ГПЗ-1 начинается с 1929 года, когда правительство приняло решение о строительстве первенца советской подшипниковой промышленности. Завод должен был выпускать 24 млн. подшипников в год.

Пуск первой очереди завода в 1932 году стал годом основания завода. Уже в 1936 году ГПЗ-1 перекрыл проектную мощность завода в 1.5 раза. В годы Отечественной войны на базе ГПЗ-1 были созданы крупные подшипниковые заводы на востоке страны- ГПЗ-4 в Куйбышеве, ГПЗ-5 в Томске, ГПЗ-6 в Свердловске, ГПЗ-3 в Саратове. Каждая боевая машина наших вооруженных сил во время войны была оснащена подшипниками ГПЗ-1.
 “

19 января 1932 года были собраны первые 10 советских подшипников. 29 марта 1932 Г.К Орджоникидзе подписал приказ о пуске первой очереди 1-ГПЗ.

После окончания войны было принято решение не возвращать мощности завода из других городов, а развивать то, что осталось. По постановлению правительства завод был нацелен на авто- и сельскохозяйственное машиностроение. Постепенно обрастал номенклатурой (2,5 тысячи).

ГПЗ-1 был школой мирового опыта в области автоматизации и механизации производства. На заводе были запущены первые в мире цеха автоматического производства. Завод неоднократно награждался высшими правительственными наградами за достижения в области промышленности.

 “

В 1940 году завод давал 90% всех подшипников, выпущенных в нашей стране, - остальные производил 2-ГПЗ.

До 80-х гг. завод рос, производственные площади расширялись за счет внедрения новых производств и достигли почти 150 га... На самом пике, в 1986 году, производилось уже 124 млн. подшипников в год, численность работающих достигла 25 тысяч человек.

 “

В 1956 году на заводе впервые в мире вступил в строй автоматический цех по выпуску массовых типов подшипников.

После 1986 года пошел спад, начались 90-е гг. И, вместе со страной, сдавал свои достигнутые позиции и наш завод. Стали падать объемы. В 1990 г. уже выпускалось всего 90 млн. подшипников. Когда же в 90-е гг. рухнула вся промышленность, мы были вынуждены для выживания массу подшипников выпускать на экспорт. Денег внутри страны не было, а экспорт позволял нам зарабатывать определенные деньги в валюте и платить заработную плату. Со снижением объемов снижалось и количество работающих. В 1997 году у нас работало 7,5 тысяч человек. Сейчас у нас работает 1300 человек, мы также потеряли ряд позиций — часть подшипников уже не востребована рынком. Сегодня завод специализируется на подшипниках свыше 250 мм диаметром.

 “

19 августа 1958 года международное жюри выставки в Брюсселе присудило Большой приз и Золотую медаль 1-ГПЗ.

Если говорить о техническом перевооружении, то с 1979 по 1982 гг. состоялось массовое техническое переоснащение завода на немецкое оборудование. Это был этап, через который централизованно прошли все заводы Советского Союза. Потом переоснащение, закупка оборудования не проводились.

Ситуация "на выживание" продолжалась до 2001 г. Подъем начался, когда завод вошел в состав Европейской подшипниковой корпорации. В том числе началась и точечная (на тот момент) закупка нового оборудования. Было куплено 4 американских станка, аналогов которым не было в корпорации, да и нигде в России. А сейчас на заводе ЗАП около 30 новых станков уже работает. Недавно мы также купили 8 американских станков фирмы НААS по токарной обработке и сегодня их устанавливаем. Также приобретено новое термическое оборудование для закалки колец и роликов.

- Какое сейчас соотношение между продукцией, идущей на внутренний рынок и на экспорт?

- После 2000 г. ситуация изменилась. Возник спрос на внутреннем рынке, появились платежеспособные предприятия. Цена на внутреннем рынке стала в разы выше, чем на экспорт. И за два года выпуск на экспорт на Московском подшипниковом заводе сошел "на нет", хотя сегодня у нас есть потребители в Индии. Польше, Турции и т.д.

- Последние 10 лет производилась реконструкция завода, можете ли Вы подвести ее итоги?

- Я стал директором в 2002 г. и занялся начавшейся генеральной реконструкцией предприятия. Завод вошел в ЕПК, объединившую на тот момент 2 завода — ГПЗ-1 (наш) и ГПЗ-15, Волжский подшипниковый завод.

Какие задачи были тогда поставлены перед нашим заводом? Одна из них — развивать отрасль. Тогда, в 1999-2000 гг. отрасль "загибалась". Подшипники были никому не нужны, народ разбегался из-за невыплаты зарплаты по 8 месяцев… Вот на этом фоне акционеры приняли решение о реконструкции.

Она шла в двух направлениях.


Как я уже упоминал, в лучшие годы мы выпускали 124 млн подшипников, а сейчас 240 тысяч — разница очень заметная. У нас работало раньше 25 тысяч рабочих, сейчас — 1300 человек. И это сегодня реальная потребность нашего рынка, потому что столько подшипников, сколько выпускалось раньше — не нужно. Огромный объем шел на все автомобильные заводы, все сельскохозяйственное машиностроение — на те предприятия, которые практически прекратили свое производство. Потребителей из этого сектора не стало. И сегодня мы специализируемся на крупных подшипниках для ж/д транспорта, для металлургии, для транспорта целлюлозно-бумажных комбинатов, делаем опорные подшипники для крупных радиолокационных станций, для танков, башенных кранов. Все, что вращается вокруг себя — это наше, и мы здесь являемся монополистами.

Сделать производственную площадку под реальную потребность стало целью реконструкции. Необходимость в огромных площадях с падением объемов отпала. Мы стали уменьшаться, концентрировать производство. В это время (с 2000 г.) много ездили по всем заводам за границей и очень плотно сотрудничали с ведущей европейской фирмой FAG (Schaeffler Group) по проектам, которые в дальнейшем внедряли здесь на Московском заводе.

В итоге мы сконцентрировали токарное производство, создали два шлифовально-сборочных производства, сепараторное производство, термическое производство, ремонтно-инструментальное. С 2002 по 2005 гг. мы вложили более 1 млрд рублей. И это были реальные деньги, реальное строительство. Если кто видел "завод до" и "завод после" — то понимает, что это большая разница. Мы для себя ставили планку сделать производство аналогичное существующему подобному производству в Германии.

- Вы создали такое производство?

- Создали. По многим параметрам: по культуре, по качеству площадей, по подходу к процессам, системе менеджмента качества. Обновить весь парк оборудования не хватило сил, но это пока, все еще впереди.

На сегодня у нас есть планы по модернизации именно парка оборудования. Задача — перейти на новый этап уже по технологии.

 “

С 2002 по 2005 гг. мы вложили более 1 млрд рублей. Если кто видел "завод до" и "завод после" — то понимает, что это большая разница.

- Владимир Григорьевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе...

- Я закончил Томский политехнический институт. После окончания института получил направление в Москву, на подшипниковый завод. Начал свою трудовую деятельность в октябре 1978 года мастером цеха точных подшипников. В 22 года пришел и в 25 уже был начальником цеха, проработав на этой должности 17 лет. А потом пошел уже по административной линии в дирекцию.

- Вы стали начальником цеха в 25 лет, за счет чего это стало возможным?


- Наверно, видели желание работать, смекалку, профессионализм, ответственность... Я всегда был руководителем. И в то же время знал, как наладить каждый станок, интересовался всем. Что мне еще помогло? Начиная с 80-х гг. по линии СЭВ мы получили эшелоны нового оборудования. Это уникальное оборудование из ГДР мы запускали сами, своими руками — вот это вызывало огромный интерес. Оборудование, кстати, до сих пор работает. Все, кто хотел по-настоящему узнать производство, туда "лезли", пробовали налаживать — это тоже помогало в работе. Пришел технический профессионализм, знание технологии производства подшипников в первую очередь.

- Много ли осталось на заводе людей, с которыми Вы начинали
работать ?

С кем я начинал работать — в руководстве осталось 80%. На заводе около 70% старых работников, средний возраст за 50 лет. Молодежь конечно тяжело на завод завлечь. На новое оборудование с ЧПУ легко закрепить молодого человека. А на старом оборудовании — где стружка, масло, эмульсия — ему неинтересно, и долго работник такой не держится. Текучесть кадров есть, но только среди тех, кто приходит. Костяк старый как работал, так и работает.

Как это было:



Фотографии из книги "Первый подшипниковый. История первого государственного подшипникового завода 1932 - 1972", (с) Издательство "МЫСЛЬ" Москва, 1973


Продолжение
(включая фоторепортаж "Как сейчас") следует ...


Выражаем благодарность Европейской подшипниковой корпорации, Владимиру Григорьевичу Осипову и Валентине Верижниковой за ответы на вопросы и организацию интервью.

Беседовала Елена Абашева (Портал машиностроения)

Источник информации
Опубликовано 26.03.2012