Д.Мантуров (Минпромторг России): Объединенная судостроительная корпорация не готова к выходу на международный рынок

Денис Мантуров Объединенная судостроительная корпорация станет публичной не раньше 2017 года. К этом времени ей необходимо выработать корпоративную стратегию и освоить производство конкурентоспособной продукции. Об этом в интервью телеканалу "Россия 24" заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Хотелось бы начать с новостей последних дней. Владимир Путин назначил вас и Дмитрия Рогозина ответственными за нормализацию ситуации в российской судостроительной отрасли. Как вы собираетесь это делать? Есть ли уже какая то стратегия развития?

Д.В.Мантуров: Дело в том, что мы и до этого были ответственными за это направление. Владимир Владимирович просто конкретизировал задачу, что нужно сделать в ближайшее время. Те задачи, которые он поставил перед ОСК, мы должны с Дмитрием Олеговичем, с одной стороны, помочь реализовать, а с другой, - проконтролировать реализацию этих задач, получить требуемое, сохранить динамику развития самой компании, постараться уложиться в те сроки, которые обозначены в контрактах. В первую очередь это касается выполнения контрактов с Минобороны. У нас есть определенные задержки, они больше носят объективный характер, но тем не менее они есть. Я надеюсь, что с приходом нового руководителя ситуация должна исправиться, так как у человека есть достаточно серьезный опыт работы на предприятиях ОПК, таких как "Уралвагонзавод" и металлургической отрасли, которая является поставщиком металла для производства этих судов. Соответственно, он ориентируется и понимает, как создать условия по снижению издержек, а это сегодня, я считаю, одна из основных задач ОСК, для того, чтобы вписаться в те параметры контрактов, которые уже имеются и подписаны.

Владимир Шмаков - это человек, которого рекомендовали Вы на пост главы ОСК. Есть какая-то конкретная стратегия развития корпорации?

Д.В.Мантуров: Во-первых, это компромиссная фигура. Это не значит, что я кого-то рекомендовал или советовал. Это поистине коллегиальное решение и я считаю, что оно оправдано и осознано, соответственно, выбор правильный. Что касается самой стратегии, это основная проблема, с которой мы столкнулись при подготовке Госпрограммы "Развитие судостроения до 2030 года". Дело в том, что за 6 лет существования корпорации сменилось 5 директоров, и к сожалению, ни одному из них не удалось сформировать эту стратегию, поскольку каждый из них не проработал достаточного периода времени. Каждый из них начинал готовить этот документ, приходил следующий директор, у которого свое видение. Он начинал эту работу, не успевал завершить и приходил третий директор, ну и так далее. Это действительно основополагающий документ, которым должна руководствоваться корпорация и дочерние компании самой корпорации. Как верфи, так и конструкторские проектные бюро, которые должны ориентироваться и понимать, в каком направлении компания движется и какие основные мероприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу закладываются.

По поводу IPO?

Д.В.Мантуров: Что касается IPO, мы вышли с предложением Правительству по снесению сроков на более поздние, после 2017 года. Сегодня компания не готова предлагать инвесторам достаточно конкурентную и соответствующую рыночным условиям цену. Поэтому мы должны осуществить ряд мероприятий по подготовке компании к выходу на международные финансовые рынки. В первую очередь, надо отстраивать корпоративную систему, отстраивание той же самой долгосрочной стратегии, которая будет вписываться и должна вписываться в государственную программу долгосрочного развития судостроения в России. Мы должны освоить конкурентоспособную продукцию и подготовить наши верфи к ее производству. Сегодня по ряду направлений, конечно же, за исключением военной составляющей, нам придется кооперироваться с иностранными производителями для обеспечения выполнения заказов наших государственных и частных заказчиков. Поэтому мы ориентируемся на исполнение государственной программы вооружений, но и не должны забывать про других гражданских заказчиков, в частности, про газовые и нефтяные компании.

Указы Президента от мая 2012 года. Также программа пятилетка Дмитрия Медведева ставят амбициозные планы для Российской Федерации. До 2018 года нужно существенно развить российскую промышленность. Какие результаты у Минпромторга за это время?


Денис Мантуров: Те указы, которые Президент подписывал в прошлом году, носят системный характер и в данном случае касаются не просто каждого отдельно взятого Министерства, а в целом – Правительства. Это командная работа, в которой мы принимаем активное участие, поскольку каких-то индивидуальных задач у каждого ведомства нет. Это системная работа и нам удается с нашими коллегами находить решения для исполнения тех задач, которые поставлены Президентом. И тем более перспективы на 5 лет на первый взгляд амбициозны, но абсолютно реалистичны. Мы должны приложить максимальные усилия для того, чтобы командно реализовать все задачи.

Денис Валентинович, следующий вопрос в целом по российской промышленности. Плохой признак российской экономики опубликовал недавно Росстат - сейчас падают цены производителей, плюс ко всему промпроизводство России только за апрель упало на 5,6%. Как при таких показателях можно выйти на рост ВВП?

Д.В.Мантуров: Мы отвечаем за определенный сектор обрабатывающей промышленности. Мы констатируем определенный рост, но он не значительный по сравнению с тем же самым периодом (январем-апрелем) 2012 года – всего 0,5% Я считаю, что мы находимся на плато, но какой-то стагнации, снижения объемов производства, динамики развития обрабатывающих отраслей промышленности пока нет. Для того, чтобы динамика сохранялась положительной, Правительством принимается ряд решений, которые мотивируют развитие этих отраслей. В том числе, они отражены в Госпрограммах развития промышленности, как отраслевых, так и межотраслевых, которые были приняты Правительством в прошлом году. Я считаю, они были приняты абсолютно своевременно, более того, они учитывали ту тенденцию, которая сложилась на международных рынках, от которой мы в свою очередь тоже зависим. Наша обрабатывающая отрасль ориентируется на потребителей, которые должны приобретать нашу продукцию, и это также касается секторов, где есть определенная тенденция к снижению, естественно, мы ощущаем ответную реакцию на нас.

Вы говорили, что здесь также может помочь госзаказ, когда беседовали с Владимиром Путиным. После введения обязательной школьной формы в России, госзаказ на легкую промышленность позволит как раз таки поднять эту отрасль. Вы как раз сейчас ездили во Владимирскую область для обсуждения этого вопроса. Какие здесь есть наметки? Какие точки намечены?

Денис Мантуров: Вчера как раз посещал Владимирскую область, был, в том числе, на предприятии по легкой промышленности – на швейной фабрике "Сударь", которая производит, на мой взгляд, абсолютно конкурентную продукцию и для среднего класса и для менее обеспеченного. Есть соответственно задумки у компании о развитии люксового сегмента на перспективу. На самом деле компания успешная. У нас есть представители в этой отрасли, которые занимают достойные позиции как на российском, так и на зарубежном рынках. Есть определенная проблема с качеством производимой продукции. И нам приходится конкурировать с более успешными коллегами из Юго-Восточной Азии, которые поставляют сюда контрафактную продукцию.

Вы как раз на прошлой неделе упомянули такой термин, как знак качества - Вы будете продвигать российские бренды за рубежом. Какая-то стратегия, как Вы будете это делать, уже существует?

Денис Мантуров: По разным отраслям у нас есть эта стратегия. Но речь в частности шла на Президиуме комиссии по модернизации, который возглавляет Председатель Правительства на волне ряда поручений по разработке системы продвижения промышленной продукции, создания бренда качества российской продукции, продвижения бренда "Сделано в России". Я как раз сегодня докладывал Председателю Правительства о тех мероприятиях, которые мы уже предварительно имели возможность провести, подготовили предложение, как это можно сделать и сейчас уже будем конкретно заниматься подготовкой дорожной карты. Мы согласовали примерно бренд "Сделано в России". В основном он должен быть ориентирован и завязан на качестве производимой продукции.

- А что это будет за продукция?


Денис Мантуров: Та, которая сегодня производится российскими предприятиями. Любая продукция. Она должна отвечать тем требованиям, которые определяются сегодня рынком, как российским, так и международным. И конкретный образец этой продукции должен соответствовать этим требованиям. Сегодня, например, есть премия в области качества - правительственная премия. И как примеры – конкретные предприятия, которые производят разную продукцию. Мы же говорим о том, что нужно присваивать знак качества конкретному образцу промышленной продукции. Но не факт, что все образцы, которые производятся одним взятым предприятием соответствуют этому качеству и этому знаку, бренду. Мы сейчас как раз занимаемся отдельной отработкой, у нас есть такая возможность и как раз на базе тех мер государственной поддержки и тех мер, которые выделены. В этом году на продвижение легкой промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров выделена сумма - 275 млн. рублей на базе чего мы будем отрабатывать те меры по стимулированию отечественной продукции.

Денис Валентинович, за тот год, который Вы возглавляете Министерство произошло два с точки зрения международной торговли важных события - это вступление России в ВТО и создание единого экономического пространства. С единым экономическим пространством все понятно, тут видны очевидные плюсы для России. А вот вступление в ВТО? У сельхозпроизводителей сейчас очень много вопросов, они терпят огромные убытки, находятся в катастрофическом положении. Что Вы можете сказать про промышленность?

Денис Мантуров:
По промышленности в целом называлось очень много страшилок перед тем, как Россия вступала в ВТО. Но на самом деле не так все страшно, Я думаю, что у нас больше плюсов, чем минусов от вступления в ВТО. И в первую очередь те плюсы, которые мы ожидаем – это доступ на международные рынки, открытие тех возможностей, которые у нас отсутствовали до этого.Ряд отраслей уже используют такую возможность продвигать свою продукцию на зарубежные рынки. Что касается сельхозмашиностроителей, то здесь есть определенные проблемы, но они связаны больше не с ВТО, а с тем, что наш сельхозмаш должен производить конкурентоспособную продукцию, которую будут приобретать наши сельхозтоваропроизводители. Естественно, для этого мы также предпринимаем необходимые усилия, в том числе и по разработке этой техники, в том числе за счет бюджетных средств.

Спасибо, Денис Валентинович.

Видеозапись интервью:

Источник информации
Отрасли
Опубликовано 29.05.2013