Ю.Липатников (НАРЗ): Мы обеспечиваем сервис самого высокого уровня для российских вертолетов

Вертолеты России В начале декабря одно из ведущих авиаремонтных предприятий России — Новосибирский авиаремонтный завод (НАРЗ), входящий в холдинг "Вертолеты России", — отметило день рождения. Предприятию исполнилось 72 года. О некоторых итогах работы НАРЗ и о планах на ближайшее будущее рассказывает управляющий директор Юрий Липатников.

Юрий Липатников — Юрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о предприятии.

— Сегодня Новосибирский авиаремонтный завод — единственное предприятие в мире, осуществляющее техническое обслуживание и капитальный ремонт всех серий и модификаций вертолетов типа "Ми": Ми-8/17, Ми-24/35, тяжелых вертолетов Ми-26Т, а также их систем и агрегатов. На ремонте вертолетной техники мы специализируемся с 1965 года и со временем стали ведущим предприятием в этом сегменте. За годы работы на нашем заводе отремонтировано более 6,5 тысячи вертолетов.

— Каким образом на заводе проводится модернизация вертолетов?

— Как правило, модернизация производится в процессе ремонта вертолета согласно документации разработчика — Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля, который также входит в холдинг "Вертолеты России". Это в первую очередь связано с необходимостью соответствия современным требованиям летной годности. Ведь, например, тот же Ми-8 может эксплуатироваться в течение 40 лет, за это время появляются новые технологии и разработки. Конечно, некоторые системы требуют модернизации. После работ по модернизации, проведенных на нашем предприятии, вертолет приобретает свойства, которые позволяют значительно расширить сферу его применения. Например, по желанию заказчика базовый вариант может быть оснащен быстросъемным пожарным, спасательным и медицинским оборудованием, дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полета вертолета, и многими другими системами. Вертолет может быть переоборудован в патрульный или даже в машину VIP-класса.

— Чтобы проводить такую масштабную работу по послепродажному обслуживанию вертолетов, наверняка необходимы соответствующее оборудование и кадры…

— Именно поэтому на НАРЗ была создана служба организации сервисных центров технического обслуживания и ремонта (ТОиР). В рамках этого проекта мы освоили изготовление средств наземного обслуживания, а также создали сертифицированный Авиационный учебный центр, где идет переподготовка и повышение квалификации специалистов для проведения технического обслуживания и ремонта вертолетов.

При участии наших специалистов ведутся работы по строительству и оснащению сервисных центров ТОиР в странах ближнего и дальнего зарубежья.

— Какими особо значимыми достижениями для предприятия ознаменовался уходящий год?

— Важные изменения на предприятии начались сразу после того, как оно вошло в состав холдинга "Вертолеты России". НАРЗ стал базовым предприятием холдинга по реализации политики послепродажного обслуживания вертолетов, в том числе по оснащению сервисных центров современным технологическим оборудованием и переподготовке персонала.

Безусловно, одним из интересных событий НАРЗ в 2013 году стала уникальная операция по ремонту двух вертолетов Ми-26Т, принадлежащих Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Мы впервые ремонтировали и модернизировали вертолеты, которые не эксплуатировались в течение двадцати лет. Сложной была и транспортировка на расстояние более двух тысяч километров. Вертолеты перевозились на внешней подвеске другого Ми-26Т из Казахстана в Новосибирск. Этот проект оказался беспрецедентно сложным, но мы справились и доказали, что способны обеспечивать высококачественный сервис самого высокого уровня. Получение такого опыта для предприятия очень ценно. В октябре этого года после полного комплекса работ по ремонту и модернизации первый вертолет Ми-26Т совершил самостоятельный перелет из Новосибирска в Астану, где его приняли специалисты компании "Казавиаспас" — специального авиационно-спасательного подразделения МЧС Республики Казахстан. В ближайшее время планируем направить в Казахстан после капитально-восстановительного ремонта второй вертолет Ми-26Т, который будет обеспечивать безопасность работ, связанных с освоением шельфа в районе Атырау.

Среди других событий 2013 года — подписание ряда перспективных контрактов по проведению ремонтов вертолетов и созданию сервисных центров послепродажного сервисного обслуживания произведенных в России вертолетов марки "Ми", поставляемых за рубеж.

— Для любого промышленного предприятия в наши дни актуален кадровый вопрос. Как он решается на НАРЗ?

— Мы уделяем большое значение кадровому вопросу. Квалифицированных специалистов мы готовим в собственном Авиационном учебном центре. Благодаря использованию в учебном процессе автоматизированных обучающих систем наши работники осваивают все виды и тонкости ремонта вертолетов. Практику в производственных цехах ученики проходят под руководством опытных наставников, работающих на предприятии. На время обучения с учеником заключается ученический договор, ему выплачивается стипендия, а при условии успешного освоения программы — еще и дополнительная мотивационная премия. После окончания обучения специалисты выполняют самостоятельную работу и сдают квалификационный экзамен, по результатам которого в случае успеха получают квалификационный разряд и допуск к выполнению производственных работ. Программа работает эффективно и успешно, сегодня на предприятии трудятся 720 человек, которые с уверенностью смотрят в будущее благодаря стабильной работе и целому комплексу мер социальной поддержки.

— Каким вы видите дальнейшее развитие завода?

— Перед нами стоят серьезные масштабные задачи. К ним относятся увеличение мощностей завода, усовершенствование подходов и технологий процесса послепродажного обслуживания вертолетной техники, расширение спектра работ по модернизации и открытие новых сервисных центров в разных странах мира на традиционных и новых стратегически важных для холдинга "Вертолеты России" рынках. Главное — не останавливаться на достигнутом.

— Спасибо за беседу. Будем с интересом следить за дальнейшим развитием и успехами Новосибирского авиаремонтного завода.
Источник информации
Опубликовано 18.12.2013