Л.Белых (У-УАЗ): Наша задача — сделать вертолеты максимально привлекательными для заказчиков и отвечающими их запросам

Вертолеты России Улан-Удэнскому авиационному заводу есть чем гордиться: он выпускает около 100 вертолетов в год, успешно выполняет госзаказ, активно модернизирует производство и инвестирует в социальные проекты. В преддверии юбилея одного из ключевых промышленных предприятий Республики Бурятия о работе, достижениях и планах У-УАЗ рассказал его управляющий директор Леонид Белых.

— Как сегодня развивается завод? Каковы основные показатели за 2014 год? Увеличивается ли объем производства?

Леонид Белых — В августе Улан-Удэнский авиационный завод планирует отметить свой юбилей. В программе, кроме чествования передовиков производства, экскурсии по предприятию, выставка и демонстрационные полеты вертолетов и самолетов, концертная программа. Праздничная дата — лишний повод вспомнить все, чем можно гордиться. За плечами завода — 75 лет развития. Ориентированное на внутренний рынок предприятие выстояло даже в самые тяжелые 90-е годы, оставшись без государственного заказа. Завод был вынужден осваивать международные рынки. Наверное, счастливый случай помог выжить в год, когда был выпущен всего один вертолет.

Сегодня в результате системной работы предприятия и холдинга "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию Ростех) удалось выйти на очень серьезные объемы производства и изготавливать ежегодно около 100 вертолетов типа Ми-171. За последние пять лет количество выпускаемых вертолетов увеличилось вдвое, объемы продаж предприятия — вертолетов, запасных частей, услуг — более чем в 4 раза.

Во главу угла мы ставим изготовление авиационной техники в соответствии с запросами заказчика, поэтому на машинах непрерывно внедряются конструктивные изменения, улучшающие их технические данные. Это влечет за собой большой объем работ по испытанию и сертификации. Масштабные задачи стоят перед коллективом предприятия и в этом году.

— Остается ли авиационный завод предприятием с самыми большими налоговыми отчислениями в республиканский бюджет? Если можно, приведите цифры за 2013-й и начало 2014 года.

— В 2013 году сумма налогов, уплаченных предприятием в бюджеты разных уровней, составила около 4 миллиардов рублей. Сумма платежей в консолидированный бюджет Республики Бурятия увеличилась по сравнению с 2012 годом более чем на 1,5 млрд. рублей и составила приблизительно 2,7 млрд. рублей. В 2014 году уже перечислено около миллиарда рублей. Ежемесячно на рынки Бурятии поступает более 200 миллионов рублей в виде заработной платы 6,5 тыс. работников предприятия.

У-УАЗ — градообразующее предприятие, от работы которого зависит жизнедеятельность двух поселков с общей численностью населения 50 тысяч человек. В этом году для совершенствования качества питьевой воды, поставляемой в поселки, мы планируем смонтировать узел ультрафиолетового обеззараживания. Между холдингом "Вертолеты России", У-УАЗ и правительством РБ, а также администрацией города существуют соглашения о сотрудничестве, направленные на дальнейшее развитие предприятия и, в конечном счете, на повышение благосостояния жителей города и республики.

— В связи с событиями на Украине есть ли сложности с поставками вертолетных двигателей из этой страны? Есть ли проблемы с поставками других комплектующих?

— Мы закупаем большой объем комплектующих изделий у предприятий-смежников. В настоящее время этим централизованно занимается "Центр закупок и логистики" в структуре холдинга "Вертолеты России". В процессе взаимодействия постоянно приходится решать вопросы своевременности, качества продукции, оплаты поставок. С украинскими партнерами в настоящее время все вопросы решаются в рамках обычного производственного процесса. Сбоев оплаченной продукции не было. Все отгрузки ближайшего периода всеми компаниями подтверждаются. Остается только активно работать, чтобы выполнить годовой производственный план.

В то же время, как мы все знаем, с целью минимизации рисков сбоя производства на предприятиях-поставщиках, неравномерности поставок как в стране в целом, так и на предприятиях холдинга в частности, в настоящее время продумывается и реализуется программа по импортозамещению. По результатам проведенного министерством промышленности и торговли Российской Федерации совещания серьезно прорабатывается вопрос об организации в короткие сроки производства всех необходимых комплектующих изделий на территории России.

— Расскажите о внешнеэкономической деятельности. С какими странами сегодня работает завод?

— География поставок различных модификаций вертолетов Ми-171 ежегодно расширяется. Среди новых покупателей прошедшего и текущего года — Гана, Индонезия, Перу и другие страны. Продолжается сотрудничество с Бангладеш, Бразилией, Казахстаном. Крупнейшим экспортным партнером остается КНР — в этом году мы завершаем большой контракт 2012 года на поставку вертолетов Ми-171Е. Особенность данного контракта, впрочем, как и предыдущего, — вертолеты отправляются в Китай для передачи заказчику своим ходом, что позволяет не только экономить значительные средства на транспортных расходах, но и оценить вертолет в реальной эксплуатации.

Значительную часть в нашем портфеле составляет государственный заказ. В прошлом году У-УАЗ досрочно отгрузил крупную партию вертолетов в счет поставок 2014-2015 годов. Для этого была проведена большая работа по решению вопросов комплектации. Министерство обороны является заказчиком и эксплуатантом самых передовых и высокотехнологичных вертолетов, укомплектованных самым современным оборудованием.

У-УАЗ

В условиях возрастающей конкуренции все большее значение приобретает задача по поддержанию бесперебойной эксплуатации техники в период назначенного срока службы. Важным фактором является своевременное обеспечение запасными частями. Своевременная поставка запасных частей по экспортным контрактам является одним из ключевых показателей, на который ориентируются заказчики, делая выбор в пользу вертолетов производства У-УАЗ. Нельзя забывать и о том, что наше предприятие является единственным в России заводом, изготавливающим запасные части для самолетов Су-25, Су-25УБ и Су-25УТГ.

Важным событием для нашего предприятия стал ввод в эксплуатацию в феврале 2013 года комплексного тренажера вертолета Ми-171 и получение в сентябре разрешения на его эксплуатацию от федерального агентства воздушного транспорта. В этот период на базе учебного центра обучались экипажи, подготовка которых была предусмотрена контрактами на поставку вертолетной техники. В настоящее время переподготовку по коммерческим контрактам проходят представители российских и зарубежных эксплуатирующих организаций.

— Ваши производственные планы на ближайший год?

— Завтрашний день нашего предприятия мы связываем с перспективными вертолетами. В настоящее время на летно-испытательной базе Национального центра вертолетостроения в подмосковном Томилино проходят испытание первые опытные образцы нового среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2. По результатам полетов на летающей лаборатории, созданной на базе серийного Ми-171, уже получены убедительные результаты. За счет использования новой силовой установки и несущей системы улучшены характеристики вертолета.

У-УАЗ

Уже сегодня к Ми-171А2 проявляют интерес крупные компании — операторы вертолетной техники как на внутреннем, так и на мировом рынках.

В производстве находятся третий и четвертый опытные образцы. В рамках работы над новым вертолетом наши службы начали работать с электронной конструкторской документацией, отрабатывать новые технологические процессы, внедрять контрольно-измерительные машины в качестве средств контроля качества и многое-многое другое.

Сегодня реализуется план технического перевооружения предприятия, в том числе в рамках инвестиционных проектов. В 2014 году, например, должен быть закончен проект "Создание участка автоматизированного входного контроля комплектующих изделий на базе НАСКД".

На техническое перевооружение выделены значительные средства. Наша задача — сделать наши вертолеты максимально привлекательными для заказчиков и в полной мере отвечающими их запросам. И каждый заводчанин вносит свой вклад в достижение этой цели.
Опубликовано 21.07.2014