С.Цыб (Минпромторг): Мы максимально приближаем господдержку к конкретному результату на реальном рынке

 

Минпромторг Правительство намерено перестроить экономическую модель развития и перейти на импортозамещение технологий в стратегически важных отраслях, используя внутренние источники роста. Об импортозамещении, взаимодействии с иностранными партнерами, а также о поддержке отечественной промышленности рассказал замглавы Минпромторга России Сергей Цыб в интервью "Российской газете".

– Насколько сегодня отечественная промышленность зависима от поставок иностранного оборудования?


Сергей Цыб – В последние годы ситуация улучшается: ежемесячно у нас открываются новые заводы и индустриальные парки, разрабатываются принципиально новые подходы. Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, то на фоне возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными.

Российская экономика зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом. Но, на наш взгляд, сложившаяся ситуация – это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях.

– В каких отраслях, на ваш взгляд, должно в первую очередь проводиться импортозамещение?

– По результатам анализа, проведенного Минпромторгом в июне этого года, наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60–80%), легкая промышленность (70–90%), электронная промышленность (80–90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80%), машиностроение для пищевой промышленности (60–80%). Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств. По оценке Минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70–90% до 50–60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. Некоторые отрасли у нас основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и основным покупателем.

Сейчас по поручению президента и председателя правительства России Минпромторг осуществляет разработку планов содействия импортозамещению в промышленности. В связи с этим, а также в связи с обязательствами по членству России в ВТО рассматриваются как существующие, так и новые механизмы и меры государственной поддержки.

Сложившаяся ситуация – это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях

Сергей Цыб



– Планируется ли применять какие-то меры таможенно-тарифного регулирования для содействия импортозамещению?

– Промышленная политика должна быть адекватна глобальным вызовам. Мы вынуждены принимать меры для защиты своих рынков и отечественных производителей. Для стимулирования отечественного производства рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры. Одновременно в качестве меры содействия импортозамещению рассматривается возможность снижения ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, в частности для медицинской промышленности. Это позволит стимулировать российские предприятия к освоению производства и выводу на рынок отечественной продукции.

С 1 января 2015 года Россия, как член ВТО, сможет внести изменения в свои тарифные обязательства. Минпромторг России вместе с представителями бизнеса сейчас проводит работу по составлению конкретного перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин. Для защиты внутреннего рынка также могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Полномочия по проведению расследований, предшествующих введению таких мер, переданы Евразийской экономической комиссии.

– Какие меры еще могут быть эффективными для поддержки отечественной промышленности?

– В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенной мерой по содействию импортозамещения может быть стандартизация. Она является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции.

Государственные закупки также могут стать мерой содействия импортозамещению. Они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства. Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей. То есть одновременно мы можем рассматривать меры как запретительного и ограничительного характера, так и меры стимулирующего характера. Изначально планировалось разработать единый документ, позволяющий устанавливать запреты и ограничения сразу по всем видам товаров, работ и услуг, но по результатам нашей работы было решено применять специализированный подход к различным товарным группам.

В случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%

Сергей Цыб

С 1 января 2014 года вступило в силу постановление правительства от 24 декабря 2013 года № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".

Минпромторгом также подготовлен ряд проектов постановлений об установлении ограничений и запретов на закупку продукции автомобильной, легкой и медицинской промышленности. Каждый из них предусматривает специальные критерии определения страны происхождения продукции. Здесь надо обратить внимание на специфику некоторых рынков. Если взять рынок медицинских изделий России, то 85% этого рынка – государственные закупки. Очевидно, что импортозамещение в этом секторе даст серьезный толчок развитию производства в стране при обеспечении качества продукции и соответствии лучшим производственным практикам.

– Будут ли предоставляться какие-то субсидии на развитие отечественной промышленности?

– Да, государственные субсидии – очень действенная мера. Поддержка проектов импортозамещения может осуществляться в рамках предоставления государственных субсидий на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение. У нас такие меры работают в различных отраслях, где субсидии предоставляются на развитие инфраструктуры, техническое перевооружение, модернизацию, предоставляется субсидирование процентных ставок по кредитами и субсидирование НИОКР в рамках инвестиционных проектов. В прошлом году мы впервые ввели возвратные субсидии – когда средства предоставляются на компенсацию затрат на НИОКР, в рамках инвестиционного проекта. Результатом по этому проекту являются уже конкретные индикаторы и показатели по промышленному производству. Если исполнитель не достигает этого промышленного выпуска, то субсидия или возвращается обратно государству, или накладываются штрафные санкции за недостижение результата. Мы максимально приближаем государственную поддержку к конкретному результату на реальном рынке с конкретными показателями. В начале этого года Минпромторг также разработал механизм компенсации процентных ставок по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов, в настоящее время в перечень включены 14 одобренных проектов.

Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции

Сергей Цыб

– Можно ли, на ваш взгляд, использовать зарубежный опыт при разработке стратегии по импортозамещению?

– Наиболее успешный мировой опыт свидетельствует о том, что импортозамещение прежде всего должно опираться на частную инициативу, при этом гибко поддерживаться государством. Частный бизнес сам учтет национальную специфику, если увидит реальные перемены в регулировании и поверит в систему стимулов. Многие вопросы импортозамещения лежат в плоскости регулирования рынков.

Мы должны максимально совершенствовать нашу законодательную базу, чтобы быстро и эффективно обеспечить доступ промышленности к инструментам поддержки. Минпромторг России подготовил и внес в Государственную думу проект Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который закладывает основу для применения новых инструментов реализации промышленной политики, в том числе в рамках содействия импортозамещению.

Одним из таких инструментов является специальный инвестиционный контракт, он заключается между Россией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории страны. Контракт заключается сроком на десять лет и может предусматривать различные льготы: по налогам и сборам, по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы, услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию. Это могут быть и иные льготы и преференции, которые предусмотрены действующим законодательством России.

Этот механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных товарных групп разных отраслей промышленности. Специальные инвестиционные контракты планируется использовать в рамках проектов по локализации производств, а также при создании и развитии инфраструктуры. В итоге это позволит достичь целевых показателей импортозамещения. В начале этого года Минпромторг также разработал механизм компенсации процентных ставок по кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов, в настоящее время в перечень включены 14 одобренных проектов Сергей Цыб В качестве другого важного механизма содействия импортозамещению может рассматриваться создаваемый в соответствии с поручением Председателя Правительства России Фонд развития промышленности. Он предусматривает использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. Сейчас Минпромторг прорабатывает схему функционирования этого фонда, а в бюджете уже запланировано порядка 19 млрд рублей на 2014–2017 годы на его финансирование.

– А какая роль отводится индустриальным паркам в содействии импортозамещению?

– Впервые мы приняли отдельную подпрограмму в рамках Государственной программы развития промышленности и ее конкурентоспособности – "Индустриальные парки". В ней заложен конкретный механизм выдачи субсидий на инфраструктуру при создании индустриального парка в том или ином субъекте страны. Эта мера обеспечивает создание удобных площадок для реализации проектов производств. Уже есть положительный опыт реализации подобных проектов в автомобильной промышленности.

– На каких основных принципах, на ваш взгляд, должна строиться политика импортозамещения в России?

– Решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции. Мы не отгораживаемся от мира, а максимально открыто и прозрачно ведем диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций.
Источник информации
Опубликовано 06.08.2014