В 2015 году в России заработает новый Федеральный закон "О промышленной политике в РФ". Решение главных задач промышленной политики в стране сегодня напрямую зависит от инвестиционной активности предприятий. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.
Закон предусматривает стимулировать инвестиционную активность льготными займами из Фонда развития промышленности, специальными инвестиционными контрактами, налоговыми преференциями и субсидиями. То есть господдержка теперь нацелена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям и даже отраслям промышленности, а представляет набор благоприятных условий, при которых удается задействовать весь потенциал российской индустрии, причем инновационной, высокотехнологичной. Это существенным образом улучшает жизнь промышленного бизнеса в России, не говоря уже о том, что закон становится политическим козырем при разработке поправок в отраслевое законодательство. На первый план здесь выходит проектное финансирование на возвратной основе.
– Что оно означает?
– То, что бизнес получает доступ к "длинным" займам. Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований вплоть до проектов по импортозамещению "под ключ".
При работе над законопроектом эти меры трансформировались в отдельную статью закона, посвященную появлению в России Фонда промышленного развития и региональных промышленных фондов.
– Какие требования будут к претендентам при выделении льготных займов из федерального фонда?
– Это должны быть компании среднего бизнеса, которым по силам проекты от 150 млн до 2 млрд рублей, которые выпускают импортозамещающую продукцию и внедряют наилучшие доступные технологии.
Сегодня начался отбор проектов. Приоритетные направления – производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.
– Какую процентную ставку стоит ожидать по займам?
– В размере 5%, что весьма привлекательно для большинства компаний.
Этот процент обеспечивает покрытие операционных расходов (до 1,5%) и формирование резерва для частичного покрытия рисков от невозврата. К тому же займы будут обеспечиваться залогом со стороны заемщиков.
– А какой ожидаемый эффект от профинансированных проектов?
– С момента бюджетного финансирования до реального эффекта и выхода продуктов на рынок срок составит 3–5 лет. Однако уже сейчас в стране будут создаваться новые высококвалифицированные рабочие места и генерироваться налоговый эффект, который за 5–8 лет превысит начальные бюджетные инвестиции.
– Что это за специальные инвестиционные контракты, о которых говорится в законе?
– Специальный инвестиционный контракт – это принципиально новый уровень сотрудничества между государством и бизнесом.
Инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательства по созданию на территории нашей страны современных высокотехнологичных производств промышленной продукции, так называемых greenfield-проектов – новых комплексных проектов. При этом мы будем видеть конкретные показатели по объемам реализации и по локализации производства. Правительство в ответ гарантирует инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции.
– Примеры такой работы уже есть?
– Модель специального инвестиционного контракта в России хорошо обкатана на режиме промсборки в автомобильной отрасли. В страну благодаря этой модели пришли крупнейшие мировые автопроизводители, построили здесь свои заводы, обеспечили во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета.
Закон позволит правительству в развитие своих норм утверждать типовые отраслевые специальные инвестиционные контракты, учитывающие особенности разных отраслей. Также правительство сможет устанавливать требования по включению в контракты дополнительных условий по созданию промышленных производств или новых технологий в стране. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.
– А какие налоговые преференции предусмотрены для greenfield-проектов?
– Во-первых, долгосрочные. Меры поддержки продлятся как минимум до 2025 года, так как большинство инвестпроектов и программ рассчитаны не менее чем на 10 лет. Этот временной промежуток, с одной стороны, гарантирует долгосрочность преференций, с другой – побуждает компании подключаться к программе на ранних стадиях, чтобы успеть получить максимальный эффект от инвестиций.
Порядок применения льгот будет закреплен в Налоговом кодексе. Предполагается освободить компании от федеральной составляющей ставки налога на прибыль. Это 2%. А также дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль с 18 до 5%. Не исключено, что компании будут освобождены от налога на имущество.
– Есть ли в законопроекте норма о поддержке именно отечественного производителя?
– Да, установлен приоритет промышленной продукции, произведенной в России, перед аналогичными товарами, выпускаемыми на территориях иностранных государств при их госзакупках. Заложена возможность стимулирования деятельности, связанной с производством продукции, не имеющей аналогов в нашей стране.
– Зачем правительству особые полномочия для сопоставлений условий ведения промышленной деятельности на территории России и иностранных государств?
– Выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в России и за рубежом является одной из задач промышленной политики в условиях интернационализации бизнеса. Это позволит правительству формировать пакет таких поддерживающих мер, которые позволили бы инвесторам российской юрисдикции предлагать более привлекательные условия в промышленной деятельности, чем инвесторам иностранных юрисдикций. И чтобы в итоге выгоднее стало вкладывать деньги в российскую промышленность, чем в промышленность других стран.
– Эти новые институты, о которых вы рассказали, уже созданы? Из каких источников они будут финансироваться?
– Фонд промышленного развития создан на базе Российского фонда технологического развития, который решением правительства передан в ведение министерства. Сейчас разрабатываются концепция фонда, правила его работы. Финансироваться фонд будет за счет субсидий федерального бюджета и частных, не запрещенных законодательством, источников.
В 2015 году правительство выделит фонду минимум 16 млрд рублей. До конца 2018 года объем средств может достичь 70 млрд. Учредитель фонда, правительство будут контролировать соблюдение условий предоставления субсидий и таким образом стимулировать крупные промышленные компании инвестировать в проекты по импортозамещению, выводить на рынок новые промышленные товары. Частные инвестиции, вложенные в один проект, должны превышать государственные в три-пять раз. В законе, кстати, зафиксировано, что промышленная политика в стране складывается под влиянием как государства, так и самих промышленных предприятий. Это очень важно.
Фонд задуман еще и как координатор между предприятиями и банками. Его эксперты будут проводить комплексную, технологическую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов. Банкам такого рода оценку сложно осуществлять самостоятельно, в итоге они необоснованно завышают премии за риски. Фонд сведет риски научно-производственного проекта до стандартного уровня бизнес-рисков, открывая более широкие возможности для банковского и инвестиционного финансирования.
Создавать такие фонды смогут региональные власти, в том числе совместно с региональными институтами развития, поддерживать на местах компании в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).
– Приведет ли принятие закона о промышленной политике к необходимости внесения изменений в другие законы?
– Потребуется корректировка целого ряда нормативных правовых актов, включая Налоговый и Бюджетный кодексы. Мы уже начали эту работу. Самый широкий круг лиц может принять участие в обсуждении и разработке поправок. Документы размещены на сайте министерства minprom.gov.ru.
Завершить работу над целостной правовой базой в сфере промышленности мы планируем в течение полугода после того, как будет принят федеральный закон. То есть ко второй половине 2015 года.
Закон предусматривает стимулировать инвестиционную активность льготными займами из Фонда развития промышленности, специальными инвестиционными контрактами, налоговыми преференциями и субсидиями. То есть господдержка теперь нацелена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям и даже отраслям промышленности, а представляет набор благоприятных условий, при которых удается задействовать весь потенциал российской индустрии, причем инновационной, высокотехнологичной. Это существенным образом улучшает жизнь промышленного бизнеса в России, не говоря уже о том, что закон становится политическим козырем при разработке поправок в отраслевое законодательство. На первый план здесь выходит проектное финансирование на возвратной основе.
– Что оно означает?
– То, что бизнес получает доступ к "длинным" займам. Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований вплоть до проектов по импортозамещению "под ключ".
При работе над законопроектом эти меры трансформировались в отдельную статью закона, посвященную появлению в России Фонда промышленного развития и региональных промышленных фондов.
– Какие требования будут к претендентам при выделении льготных займов из федерального фонда?
– Это должны быть компании среднего бизнеса, которым по силам проекты от 150 млн до 2 млрд рублей, которые выпускают импортозамещающую продукцию и внедряют наилучшие доступные технологии.
Сегодня начался отбор проектов. Приоритетные направления – производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.
– Какую процентную ставку стоит ожидать по займам?
– В размере 5%, что весьма привлекательно для большинства компаний.
Этот процент обеспечивает покрытие операционных расходов (до 1,5%) и формирование резерва для частичного покрытия рисков от невозврата. К тому же займы будут обеспечиваться залогом со стороны заемщиков.
– А какой ожидаемый эффект от профинансированных проектов?
– С момента бюджетного финансирования до реального эффекта и выхода продуктов на рынок срок составит 3–5 лет. Однако уже сейчас в стране будут создаваться новые высококвалифицированные рабочие места и генерироваться налоговый эффект, который за 5–8 лет превысит начальные бюджетные инвестиции.
– Что это за специальные инвестиционные контракты, о которых говорится в законе?
– Специальный инвестиционный контракт – это принципиально новый уровень сотрудничества между государством и бизнесом.
Инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательства по созданию на территории нашей страны современных высокотехнологичных производств промышленной продукции, так называемых greenfield-проектов – новых комплексных проектов. При этом мы будем видеть конкретные показатели по объемам реализации и по локализации производства. Правительство в ответ гарантирует инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции.
– Примеры такой работы уже есть?
– Модель специального инвестиционного контракта в России хорошо обкатана на режиме промсборки в автомобильной отрасли. В страну благодаря этой модели пришли крупнейшие мировые автопроизводители, построили здесь свои заводы, обеспечили во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета.
Закон позволит правительству в развитие своих норм утверждать типовые отраслевые специальные инвестиционные контракты, учитывающие особенности разных отраслей. Также правительство сможет устанавливать требования по включению в контракты дополнительных условий по созданию промышленных производств или новых технологий в стране. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.
– А какие налоговые преференции предусмотрены для greenfield-проектов?
– Во-первых, долгосрочные. Меры поддержки продлятся как минимум до 2025 года, так как большинство инвестпроектов и программ рассчитаны не менее чем на 10 лет. Этот временной промежуток, с одной стороны, гарантирует долгосрочность преференций, с другой – побуждает компании подключаться к программе на ранних стадиях, чтобы успеть получить максимальный эффект от инвестиций.
Порядок применения льгот будет закреплен в Налоговом кодексе. Предполагается освободить компании от федеральной составляющей ставки налога на прибыль. Это 2%. А также дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль с 18 до 5%. Не исключено, что компании будут освобождены от налога на имущество.
– Есть ли в законопроекте норма о поддержке именно отечественного производителя?
– Да, установлен приоритет промышленной продукции, произведенной в России, перед аналогичными товарами, выпускаемыми на территориях иностранных государств при их госзакупках. Заложена возможность стимулирования деятельности, связанной с производством продукции, не имеющей аналогов в нашей стране.
– Зачем правительству особые полномочия для сопоставлений условий ведения промышленной деятельности на территории России и иностранных государств?
– Выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в России и за рубежом является одной из задач промышленной политики в условиях интернационализации бизнеса. Это позволит правительству формировать пакет таких поддерживающих мер, которые позволили бы инвесторам российской юрисдикции предлагать более привлекательные условия в промышленной деятельности, чем инвесторам иностранных юрисдикций. И чтобы в итоге выгоднее стало вкладывать деньги в российскую промышленность, чем в промышленность других стран.
– Эти новые институты, о которых вы рассказали, уже созданы? Из каких источников они будут финансироваться?
– Фонд промышленного развития создан на базе Российского фонда технологического развития, который решением правительства передан в ведение министерства. Сейчас разрабатываются концепция фонда, правила его работы. Финансироваться фонд будет за счет субсидий федерального бюджета и частных, не запрещенных законодательством, источников.
В 2015 году правительство выделит фонду минимум 16 млрд рублей. До конца 2018 года объем средств может достичь 70 млрд. Учредитель фонда, правительство будут контролировать соблюдение условий предоставления субсидий и таким образом стимулировать крупные промышленные компании инвестировать в проекты по импортозамещению, выводить на рынок новые промышленные товары. Частные инвестиции, вложенные в один проект, должны превышать государственные в три-пять раз. В законе, кстати, зафиксировано, что промышленная политика в стране складывается под влиянием как государства, так и самих промышленных предприятий. Это очень важно.
Фонд задуман еще и как координатор между предприятиями и банками. Его эксперты будут проводить комплексную, технологическую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов. Банкам такого рода оценку сложно осуществлять самостоятельно, в итоге они необоснованно завышают премии за риски. Фонд сведет риски научно-производственного проекта до стандартного уровня бизнес-рисков, открывая более широкие возможности для банковского и инвестиционного финансирования.
Создавать такие фонды смогут региональные власти, в том числе совместно с региональными институтами развития, поддерживать на местах компании в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).
– Приведет ли принятие закона о промышленной политике к необходимости внесения изменений в другие законы?
– Потребуется корректировка целого ряда нормативных правовых актов, включая Налоговый и Бюджетный кодексы. Мы уже начали эту работу. Самый широкий круг лиц может принять участие в обсуждении и разработке поправок. Документы размещены на сайте министерства minprom.gov.ru.
Завершить работу над целостной правовой базой в сфере промышленности мы планируем в течение полугода после того, как будет принят федеральный закон. То есть ко второй половине 2015 года.
Источник информации
Компании