В машиностроительной отрасли вокруг гигантов производства должно быть множество малых предприятий


Нефтяной комплекс занял передовые позиции в прикамской экономике, и несколько подзабыто, что традиционно базовой отраслью было машиностроение. Но почему подзабыто и справедливо ли это? Нашим собеседником стал руководитель центра прогрессивных технологий (ЦПТ) Регионального объединения работодателей Пермской области «Сотрудничество», директор ЗАО «Урал инжениринг консалтинг», кандидат технических наук Ринат Мубаракшин.

- Традиционно сложилось так, что любое предприятие машиностроения у нас было предметно специализировано, то есть ориентировалось на выпуск какого-то определенного изделия. И каждый завод представлял собой полный производственный цикл, начиная от выпуска заготовок, литейки, штамповки и кончая прецизионной обработкой. Однако если раньше на все это со стороны министерств было финансирование, то в 90-х годах оно прекратилось.

Наш же ЦПТ изначально считал, что современное предприятие невозможно без кооперации со специализированными производствами, подобно тому, как это налажено во всей мировой экономике. И потому мы проводили идею создания таких особых производств - своеобразных технологических центров, имея в виду не предметную, а технологическую специализацию. То есть центров, ориентированных на любого заказчика в регионе, так как они должны выпускать необходимую универсальную продукцию. Причем качественную и с меньшими экономическими затратами по сравнению с теми, какие требуются на эти же изделия (заготовки, инструмент и тому подобное) заводам. И производства, основывающиеся на этом, могли добиться подлинного прорыва в технологиях. С таковыми вполне можно кооперироваться.

- И какие в результате ваших усилий по кооперации предприятий возникли универсальные производства?

- Проанализировав в нашей области состояние, в частности, листообработки, литья, гальваники, инструментальных производств, центр выработал рекомендации: что и на каком предприятии можно развивать.

В итоге на «Мотовилихинских заводах» появился центр обработки металлического листа с применением лазерного раскроя и программно-управляемой гибки. Примерно 40-45 процентов объемов этого центра составляют заказы других предприятий.

В ОАО «Протон-ПМ» для литья высокоточных стальных заготовок получила развитие технология быстрого изготовления стержневых элементов для литейных форм.

На предприятии «Новомет-Пермь» появилась установка для быстрого изготовления прототипа. Узлы проектируются на компьютере, после чего информация об изделии и задание на изготовление передаются на специальную машину. То есть здесь всегда можно проверить работоспособность проектируемого изделия.

В Пермской приборостроительной компании организован центр по выпуску пресс-форм, а на Пермском моторном заводе - центр линейно-угловых измерений. Такие примеры можно привести еще.

- Наша область издавна считалась территорией машиностроения. В 90-х годах целый ряд предприятий отрасли пережили кризис. Некоторые не пережили - чайковский «Точмаш», пермские «Эвестур» и «Коммунар», «Велта», гремячинский «Полиграфмаш»… Как сегодня выглядит наше машиностроение?

- Предприятия потихоньку выходят из глубокой кризисной ямы. Самый главный показатель востребованности машиностроительной продукции на рынке - появление новых производств и новых предприятий. Например таких, как «Новомет-Пермь», который создан прежде всего для производства деталей порошковой металлургии. А потом стал специализироваться на производстве насосов для добычи нефти, водяных глубинных насосов, используя свои ноу-хау.

Еще одним показателем подъема является активное развитие производства на основе новых технологий, нового оборудования. К примеру, этот процесс развертывается в моторостроении. Здесь и наш центр участвовал, в частности помогая своим технологическим консалтингом наладить производство лопаток газотурбинных двигателей, контроль точности линейно-угловых измерений… А как «Мотовилихинские заводы» переходили на машиностроительную продукцию общегражданского назначения, создавая новые производства с использованием прогрессивных технологий?

Словом, примеры подъема машиностроительных предприятий можно приводить и дальше. Но сделанное потребовало таких усилий, что пока даже об устойчивой тенденции возрождения приходится говорить с большой осторожностью.

- А что помогает возрождению?

- Одним из немаловажных факторов, на мой взгляд, стала реструктуризация предприятий, их производств, технологий. Появились новые формы организации предприятия, которые позволили во вновь образованных структурах ввести экономически обоснованные методы управления.

- Кстати, ваш центр реструктуризацию технологической базы машиностроительных предприятий считает своей ведущей миссией. Почему вы этому отводите такое большое место?

- Это действительно так. Под реструктуризацией мы понимаем изменение организации производства и методов управления, уход от предметной специализации, применение новейших технологий, наличие современных кадров - то есть это очень широкое понятие, комплексное. С этим и связаны основные проекты нашего центра. Так, большое внимание уделяем повышению квалификации ИТР. И чтобы мы могли машиностроительные предприятия подвигать к развитию, в течение всех лет своего существования создавали электронную базу данных о машиностроительных предприятиях и на основе этого - паспорт прогрессивных технологий нашего региона. Причем дело не только в использовании новых технологий, но и в правильном их применении. Технология должна быть высокопроизводительной, гибкой, способной быстро перестраиваться на новые виды изделий.

- Но каждое предприятие сегодня имеет своего собственника. Идет собственник на кооперацию, на то, чтобы в чем-то утратить свою производственную независимость?

- Подобную психологию приходилось и приходится переламывать, в том числе и коллективными усилиями «Сотрудничества». Кстати, пример передовых предприятий - тоже урок для других. Например, в Пермской приборостроительной компании было решено избавиться от литья и его отдали на сторону. Теперь этот вид производства развивает малое предприятие, которое получает заказы от ППК.

Однако в целом в кооперировании мы еще не далеко ушли. И, наверное, во многом потому, что отсутствует государственная поддержка. Думается, должно быть так: если группа предприятий идет на такую кооперацию, то государству следовало бы обеспечить вновь создаваемой структуре максимум преференций для уверенного старта.

Конечно, хорошие примеры создания специализированных производств, выделенных в самостоятельные предприятия, можно найти и в акционерных обществах моторного комплекса: «Пермский моторный завод», «Протон-ПМ», «Редуктор-ПМ»... Но именно «моторная площадка» может служить и примером того, как не должно быть: целая масса проблем там возникала и возникает, считаю, из-за того, что государство изначально ослабило контроль над стратегически важным производством.

На моторном комплексе большое внимание уделяется кооперации, в том числе и внешней. Для увеличения выпуска двигателей используются мощности других предприятий, однако качество не всегда удовлетворяет высоким требованиям, предъявляемым к авиационным изделиям. Безусловно, вокруг машиностроительной отрасли должны действовать сотни малых специализированных предприятий, избавляя ее от деталей, мелочей и тем самым помогая делать основное - высококачественную технику.

- С чем, считаете, связано такое отношение государства к машиностроению?

- Думаю, с тем, что сегодня большую отдачу приносят нефтедоллары. К тому же ставка нашего государства на нефть создала перекос и в сфере машиностроения, что тоже ненормально. Ведь нефтяные ресурсы не бесконечны. Однако еще по недавним сведениям в структуре машиностроительного производства Прикамья объемы выпуска нефтепромыслового оборудования уже переваливали за треть всех объемов. А на авиационное приходилось 15 процентов, на связь и приборостроение - по семь, на электротехнику - шесть процентов…

Поэтому нужны новые приоритеты, которые не позволили бы нам остаться «у разбитого корыта». В частности, полагаю, большее внимание к моторному комплексу обеспечило бы области надежную базу для экономического развития. И более того, развитое моторостроение могло бы стать хорошей визитной карточкой пермской промышленности. Но в этом опять же не обойтись без грамотной и целенаправленной промышленной политики со стороны органов власти.

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться машиностроение?

- Чтобы понять проблемы уральского машиностроения, мы планируем проведение межрегиональной конференции. Необходимо обсудить и направления дальнейшего развития, и источники инвестирования, и механизмы реализации разрабатываемых проектов, и опыт внедрения...

Безусловно, машиностроение в Прикамье - ключевая и перспективная отрасль, и хочется верить, что наши машиностроители все-таки займут передовые позиции в регионе, а может, и в стране. Я всем нам очень этого желаю.

Источник информации
Теги
Опубликовано 19.01.2005