О.Радионов (Минпромторг УР): Машиностроители Удмуртии встречают свой профессиональный праздник достойными результатами

27 сентября машиностроители отмечают свой профессиональный праздник. Для Удмуртии он имеет особое значение, поскольку на протяжении более двухсот лет развитие машиностроения в Удмуртии было тесно связано с укреплением обороноспособности России.

Машиностроительные предприятия Удмуртии выпускали широкую гамму образцов вооружения и военной техники. Гражданское машиностроение долго развивалось в качестве сопутствующего производства на военных заводах.

До 1991 года в республике действовали 43 машиностроительных предприятия. Их доля в общем объеме производства составляла 64,7%. Флагманами в этой отрасли были "Ижмаш", "Аксион", Ижевский радиозавод, "Редуктор", Воткинский машиностроительный завод, Ижевский механический завод и многие другие.

С каким настроением встречают праздник удмуртские машиностроители, что нового в отрасли и по какому пути идет сегодня ее развитие — об этом мы беседуем с министром промышленности и торговли Удмуртской Республики Олегом Радионовым.

Радионов — Олег Викторович, какую долю в структуре промышленного производства Удмуртской Республики занимает сегодня машиностроение?

— Машиностроение – это базовая отрасль экономики любой страны. А для Удмуртии машиностроение вот уже более двухсот лет является базовой промышленной специализацией, которая позволяет промышленному комплексу республики выполнять задачи, связанные как с обеспечением обороноспособности российского государства, так и снабжением экономики машиностроительной продукцией гражданского назначения.

Развитие машиностроения в Удмуртии ведет отсчет с 1807 года – с создания Ижевского оружейного завода. Значение оружейного производства для Удмуртии трудно переоценить, оно дало мощный импульс развитию у нас других направлений машиностроения, металлургии, оборонно—промышленного комплекса.

Машиностроители республики встречают свой профессиональный праздник достойными результатами. За январь—август 2015 года объем производства машиностроительных предприятий увеличен на 35% к уровню аналогичного периода 2014 года.

Высокие темпы роста производства машиностроительной продукции и ее значительная доля в объеме промышленности сегодня обеспечивают машиностроению роль драйвера в развитии всего промышленного комплекса республики, формируя его положительную динамику. За январь—август промышленное производство Удмуртии в натуральном выражении увеличилось на 0,8%. Это выше среднероссийских показателей, где наблюдалось снижение на 3,2%. В стоимостном выражении объем производства увеличен на 17%.

В обрабатывающих отраслях рост производства составил в натуральных показателях 0,7%. Это также выше среднероссийских показателей, где имело место снижение на 5,2%. В стоимостных показателях – рост на 21%.

Наиболее высоких темпов роста производства добились ООО "ОАГ", ОАО "ИЭМЗ "Купол", ОАО "Ижевский механический завод", ОАО "Сарапульский радиозавод" и ряд других.

— Какие перспективы в инновационном предпринимательстве в сфере машиностроения в Удмуртии? Какие проекты вы назвали бы среди наиболее интересных?

— В 2015 году на реализацию мероприятий по развитию машиностроительного инновационного территориального кластера Удмуртия получит 41,85 млн. рублей. Эти средства поступят согласно распоряжению Правительства РФ от 4.09. 15, которым утверждено распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов.

Развитие территориальных кластеров способствует привлечению инвестиций и активизации экономической деятельности его участников, в том числе за счет ускоренного наращивания инфраструктурного и кадрового потенциала, развития сети конкурентоспособных поставщиков и сервисных организаций, обеспечения необходимого учета потребностей бизнеса в рамках механизмов территориального планирования.

Кластерный подход в машиностроительной отрасли Удмуртии обеспечит оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Развитие Удмуртского машиностроительного кластера предполагается строить за счет более интенсивного внедрения результатов научно—технических исследований в деятельность уже существующих промышленных компаний, а также за счет создания новых малых и средних предприятий, встраиваемых в формируемые крупными компаниями цепочки добавленной стоимости.

Связующим звеном в этом процессе выступает специализированная организация, осуществляющая методическое, организационное, экспертно—аналитическое и информационное сопровождение развития кластера — АО "Управляющая компания "Удмуртский машиностроительный кластер", 100% долей которой принадлежит правительству республики.

— Значит, сегодня мы можем обозначить отрасль машиностроения в Удмуртии как главный плацдарм инновационных преобразований?

— Безусловно, машиностроение является лидером среди других отраслей по многим показателям инновационной деятельности.

Если в целом по экономике за первое полугодие темп роста производства инновационной продукции составил 118%, то в наиболее инновационно—активном виде деятельности в структуре машиностроения — "производство машин и оборудования" – темп роста — 178%.

Выпуск продукции с использованием нанотехнологий по сравнению с 2014 годом увеличен на 10,5%.

Поскольку за Днем машиностроителя идет следующий важный для республики профессиональный праздник – День работника атомной промышленности, хотелось бы отметить одно из ведущих в плане инноваций и высоких технологий предприятие республики – АО "Чепецкий механический завод".

Сегодня в "Росатоме", в Топливной компании "ТВЭЛ" и входящем в их состав АО ЧМЗ делают ставку на развитие неядерных бизнесов. Пакет заказов АО ЧМЗ в неядерном направлении за последние годы вырос в несколько раз. Это важно и для развития экономики Удмуртии, поскольку неядерное направление составляет почти половину итоговой выручки предприятия.

На площадке АО ЧМЗ активно развивается отраслевой центр металлургии, растут объемы производства титана и его сплавов для предприятий авиационной промышленности и судостроения. На рынках судостроения и авиации востребована титановая сварочная проволока. На АО ЧМЗ освоен полный цикл ее производства от сырья до готовой продукции, качество титановой проволоки по многим параметрам даже выше требований ГОСТ.

На АО ЧМЗ развивается и производство сверхпроводящих материалов. Завод успешно выполнил все обязательства для международного термоядерного реактора ИТЭР. Сейчас ЧМЗ принимает участие в других проектах, связанных со сверхпроводниками.

В числе передовых и перспективных на АО ЧМЗ — кальциевое производство. Завод выпускает кальций в виде слитков, стружки, гранул, кусков и крупки. Чепецкий механический завод первым в России начал производство кальциевой инжекционной проволоки, это "ноу—хау" завода. Проволока применяется для внепечной обработки высококачественных сталей, для извлечения из нее ненужных примесей. В дальнейшем эти стали идут для производства кузовов автомобилей, конструкционных сталей, для нефте— и газопроводов. Сегодня у ЧМЗ стабильные заказы от ряда предприятий черной металлургии, проволокой заинтересовались западные потребители.

В этом году на ЧМЗ освоили выпуск нового вида продукции – никель—ниобиевую лигатуру с 80% содержания ниобия – для нужд черной металлургии. Она используется в производстве специальных сталей и сплавов.

— Олег Викторович, сегодня многим предприятиям приходится работать в непростых условиях. Существует ли в Министерстве промышленности антикризисная программа, помогающая решать задачи по импортозамещению, по межотраслевой кооперации, диверсификации производств?

— В январе 2015 года мы утвердили "План мероприятий по содействию импортозамещению в обрабатывающем секторе промышленности на перспективу до 2020 года" и "Перечень инвестпроектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию".

На выездном заседании Координационного совета по промышленности, посвященном реализации мер государственной поддержки промышленности в текущих экономических условиях, министр промышленности и торговли России Денис Валентинович Мантуров отметил: "Сегодня у отечественных производителей появилась уникальная возможность серьезно потеснить иностранных конкурентов как на внутреннем рынке, так и в части экспорта. Поэтому импортозамещение станет одним из ключевых направлений нашей работы на ближайшие годы".

Это масштабная работа, которая потребует участия не только федеральных, но и региональных властей. На уровне регионов необходимо проработать меры по содействию импортозамещению за счет соответствующих мер стимулирования.

Среди регионов, которые проявляют наиболее высокую активность в формировании планов по импортозамещению, была отмечена Удмуртская Республика. Из Удмуртии в Минпромторг поступило 150 проектов. Всего в Минпромторг из разных регионов поступил 2061 проект.

В результате наша республика стала одним из лидеров в ПФО по количеству проектов импортозамещения, включенных в федеральный план импортозамещения, — 46 проектов. Мы на втором месте после Нижегородской области, у которой 52 проекта.

— Как вы думаете, что заставило наши предприятия активизировать работу по импортозамещению?

— Ответ на ваш вопрос начну с того, что Удмуртия как промышленный регион обладает высоким научно—техническим, кадровым потенциалом. У наших предприятий есть хорошая возможность использовать этот потенциал для решения задач по импортозамещению.

Безусловно, большую роль играет оперативное управление ситуацией в промышленности со стороны Президента и Правительства РФ, Главы Удмуртии А.В. Соловьева и Правительства УР, Министерства промышленности и торговли, предприятий и отраслевых ассоциаций республики.

В плане мероприятий, который мы утвердили в начале года, основной акцент сделан на поддержку инвестиционных проектов, промпредприятий, обеспечивающих выпуск современной импортозамещающей продукции по отраслям: машиностроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, химическая промышленность, оборонно—промышленный комплекс, нефтегазовое машиностроение, радиоэлектроника, транспортное машиностроение и производство автокомпонентов, легкая, стекольная промышленность, станкостроение и робототехника.

Я думаю, предприятия видят, насколько реальна поддержка инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение, хотя она и осуществляется на конкурсной основе.

— Какие еще направления в этом плане вы отметили бы как интересные и перспективные?

— Я бы назвал поддержку развития инновационной инфраструктуры и научно—технологических заделов, имеющих перспективы коммерциализации. Поддержка осуществляется через субсидирование части затрат управляющих компаний и (или) девелоперов на развитие частных промышленных (индустриальных) парков.

Проект "Индустриальный парк "Ижевский завод" включен в реестр заявок на возмещение затрат субъекта РФ на создание инфраструктуры индустриального парка. Планируется привлечь резидентов в области радиоэлектроники, проектирования и производства беспилотных систем и робототехники, станкостроения, производства композитных материалов и т.д. Стоимость проекта – от 3 до 25 млрд. рублей в зависимости от количества реализуемых этапов проекта. Проект обеспечит резидентов – предприятия малого, среднего и крупного предпринимательства – производственно—офисными площадями.

В индустриальном парке будут размещены 80 инновационных производственных и инжиниринговых компаний. Проект "Ижевский завод" сгенерирует более 4,5 тыс. рабочих мест, из них не менее 2,5 тыс. — высокопроизводительных. Резидентами Индустриального парка в ближайшие 10 лет будет перечислено в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды 20 млрд. рублей, из них не менее 2,4 млрд. рублей — в бюджет Удмуртской Республики.

Частью этого плана является и развитие Удмуртского машиностроительного кластера, содействие развитию кооперационных связей между промышленными предприятиями, а также внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Совместно с предприятиями наше министерство активно ведет работу по реализации и заключению соглашений с госкорпорациями и естественными монополиями, другими регионами. Например, ежегодно формируется и утверждается Главой Удмуртской Республики А.В. Соловьевым протокол совместных мероприятий Удмуртии с ОАО "РЖД".

30 июля подписано Соглашение о сотрудничестве между Минпромторгом Удмуртии и Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. По объему товарооборота Башкортостан является одним из основных партнеров нашей республики среди всех регионов России.

— Олег Викторович, давайте вернемся к машиностроительной отрасли. Какие проблемы в машиностроении наиболее остро влияют на конкурентоспособность предприятий?

— Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, руководители предприятий называют рост стоимости импортных материалов, комплектующих и технологического оборудования на фоне снижения курса рубля по отношению к основным мировым валютам, как следствие — рост себестоимости, падение прибыли. На конкурентоспособность влияют рост стоимости отечественных комплектующих, а также высокая стоимость кредитных ресурсов, ужесточение требований коммерческих банков к платежеспособности клиентов при получении кредитов (ужесточение требований к залогам, кроме того, обязательное поручительство третьих лиц).

— Вы как—то помогаете решать эти проблемы?

— Эту помощь мы видим в совместной работе предприятий, отраслевых ассоциаций и органов власти. Например, запущен ряд механизмов получения "длинных" и недорогих заемных ресурсов. В их числе проектное финансирование. Такое льготное кредитование могут получить проекты, реализуемые в приоритетных секторах экономики, к которым относится, в том числе, машиностроительный комплекс. При этом полная стоимость инвестиционного проекта должна составлять не менее 1 миллиарда рублей.

И у нас есть такие проекты. Например, прорабатывается вопрос по проектному финансированию проекта ОАО "ИМЗ" — "Техническое и технологическое перевооружение производства" стоимостью 2,7 миллиарда рублей. Проект крайне важный для развития предприятия и республики, призван обеспечить увеличение объемов производства стрелкового оружия, импортозамещения, повышение в 1,5 раза производительности труда, рост налоговых отчислений в бюджет.

Еще одно перспективное направление – финансирование от Фонда развития промышленности. В феврале нынешнего года Правительство Удмуртии заключило с фондом соглашение, в рамках которого на проекты гражданского направления с целью импортозамещения предприятиям предоставляются займы по ставке 5 процентов.

В этом направлении мы продвигаем, например, проект ОАО "Элеконд" по организации производства суперконденсаторов (ионисторов). Сегодня они востребованы в самых разных отраслях. Например, в гражданской продукции применение суперконденсаторов в транспорте включает системы электропитания и рекуперации энергии для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, локомотивов и др. Другие примеры использования суперконденсаторов связаны с обеспечением гарантированного запуска двигателей внутреннего сгорания, в том числе при экстремально низких или высоких температурах, а также стабилизация напряжения бортовых систем.

С точки зрения проектирования и производства современных видов вооружений суперконденсаторы могут эффективно применяться в наземной технике: танки, бронемашины, в морской технике — беспилотные катера, системы связи и пакетной передачи информации с буев, маяков и бакенов.

— Работает ли сегодня программа по развитию машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике?

— Программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.05.13. Поддержка осуществляется в форме предоставления субсидий.

В 2015 году для реализации мероприятий по поддержке промышленных предприятий предусмотрено 63,027 миллиона рублей, в том числе на развитие обрабатывающих производств — 41,375 млн. рублей, на развитие Удмуртского машиностроительного кластера — 3,357 млн. рублей.

Востребованной мерой поддержки остается предоставление инвесторам налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.

— Олег Викторович, как вы относитесь к политике протекционизма, касающейся инвестиций в технологии, мероприятий по снижению себестоимости, освоения новых видов продукции предприятиями республики, в том числе машиностроительного комплекса?

— Как экономическое понятие в узком смысле слова протекционизм — это защита национальных производителей и вытеснение импортной продукции. В широком смысле слова — это модель внешнеэкономической политики, обеспечивающая экономический рост, направленная на защиту национальных экономических интересов.

Безусловно, в данном контексте я полностью поддерживаю такую политику, поскольку она, в первую очередь, ведет к улучшению социально—экономического климата, социально—экономического положения.

— В этой связи вопрос: как вы оцениваете эффективность взаимодействия Министерства промышленности Удмуртской Республики и представителей реального сектора экономики — руководителей предприятий — для продвижения продукции наших товаропроизводителей как внутри республики, так и за ее пределами, в том числе и в рамках экспорта?

— Я думаю, мы работаем эффективно. Минпромторг УР выстроил прямые и понятные взаимоотношения с объединениями промышленных предприятий Удмуртии, мы регулярно встречаемся, совместно решаем проблемные вопросы, в том числе возникающие во внешнеторговой деятельности как за пределами региона, так и вне России. Промышленные ассоциации и предприятия обрабатывающих отраслей промышленности совместно с нашим министерством активно участвуют в бизнес—миссиях Удмуртии в другие регионы России и мира.

Минпромторг УР является куратором ежегодной Международной специализированной выставки в Удмуртии "Машиностроение. Металлургия. Металлообработка", в рамках которой удмуртские предприятия расширяют свои контакты.

С появлением Удмуртского машиностроительного кластера мы рассчитываем выйти на качественно новый уровень в работе по продвижению продукции удмуртских товаропроизводителей, так как одной из основных целей деятельности кластера является развитие кооперации и содействие в выводе на рынок новых продуктов и услуг как в России, так и за рубежом.

В заключение я хотел бы поздравить всех работников машиностроительной отрасли, наших уважаемых ветеранов с этим замечательным праздником. Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и отличных производственных достижений тем, кто сегодня формирует промышленный облик нашей республики.

Цифры

Сегодня доля продукции машиностроения в объеме промышленного производства Удмуртии составляет 27,3%, в том числе по видам деятельности:

— производство машин и оборудования — 12,2%;

— производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 6,8%;

— производство транспортных средств и оборудования — 8,3%.

На машиностроительных предприятиях республики трудятся 67,7 тысячи человек. Это 45% всех занятых в промышленности и 13% занятых в экономике Удмуртии.

Проект "Индустриальный парк "Ижевский завод" сгенерирует более 4,5 тыс. рабочих мест, из них не менее 2,5 тыс. — высокопроизводительных. Резидентами "Индустриального парка" в ближайшие 10 лет будет перечислено в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды 20 млрд. рублей, из них не менее 2,4 млрд. рублей — в бюджет Удмуртской Республики.
Источник информации
Опубликовано 29.09.2015