Опубликовано: 29 октября 2015 г.

А.Ялалетдинов (Челябинский компрессорный завод): Я смотрю в будущее с оптимизмом

  комментариев: 0   просмотров: 891

Источник информации: Деловой квартал

Решение проблем промышленников из-за падения курса рубля и санкций гендир завода Альберт Ялалетдинов видит только в упорном труде - это единственный выбор как в спокойное время, так и в кризис.

Челябинский компрессорный завод – одно из немногих оставшихся в России предприятий, производящих воздушные компрессорные станции. "Рентабельнее было работать с газом, вот многие на него и перешли", отмечает гендиректор ЧКЗ Альберт Ялалетдинов. Завод остался в высококонкурентном сегменте и уже почти 20 лет с честью выдерживает конкуренцию с зарубежными аналогами.

Альберт Ялалетдинов - Как отразились политические и экономические события минувшего года на деятельности Вашего предприятия?

- Не бывает в болоте чистой воды. Даже если санкции напрямую нас не коснулись, то опосредованно мы от них пострадали. Уменьшилось количество денег в бизнесе, банковские кредиты подорожали, как следствие, инвестиционные проекты по стране приостановлены. А наша продукция – это не предметы первой необходимости, и в основном приобретается как раз под инвестпроект. А раз ничего нового не строится и ничего старого не модернизируется, то мы сразу чувствуем спад.

- Насколько снизился объем производства относительно 2014 г.?

- Смотря в чем измерять. Если в живых деньгах, поступивших на счет, то тут мы пока остаемся на том же уровне, что и год назад. Но благодарить, как ни странно, надо сложившуюся систему, в которой крупные корпорации, потребляя услуги или продукцию, никогда не оплачивают вперед или сразу по факту выполнения контракта. Это всегда отсрочка. Так что сейчас мы выезжаем на том заделе, который сформировали в 2013-2014 гг. А вот если посмотреть на производство, то падение объема выполненных заказов относительно прошлогоднего аналогичного периода составило порядка 20-25%, и у нас нет никаких оснований предполагать, что мы доберем недостающий объем до конца года. А 2016-й год будет еще тяжелее, и к этому нужно готовиться серьезно.

- Что мешает ЧКЗ выйти на международный рынок?

- Мы работаем над этим, но все не так просто, как кажется. Нет, например, никаких проблем в том, чтобы работать в странах СНГ – туда мы поставляем продукцию давно и успешно. Есть у нас опыт сотрудничества и с дальними странами – наши компрессоры работают на Кубе, во Вьетнаме, в Египте, Монголии. Но это все разовые контракты, потому что в одиночку предприятию машиностроения, особенно на таком конкурентном рынке, как наш, очень сложно наладить системные поставки. Для того чтобы это получилось, нужны более глобальные ресурсы. Посмотрите, например, как выставляются на крупнейших промышленных выставках мира турецкие компании – целиком и полностью на государственные средства. Да что там турецкие – белорусские предприятия тоже могут рассчитывать на помощь со стороны государства. А нам приходится посещать выставки в качестве гостей, напрямую устанавливать контакты с потенциальными покупателями вместо того, чтобы достойно представить свои возможности куда более широкому кругу потребителей.

- Вы сказали, что 2016-й год будет сложным. Уже как-то начали к этому готовиться? Планируете ли сокращать персонал?

- Нет, потому что кризисы приходят и уходят, а где мы потом найдем квалифицированные кадры, способные обеспечить производство высокотехнологичной продукцией? Пока острой необходимости сокращать коллектив нет, и мы очень надеемся, что и не появится. Это решение касается не только рабочих, но и управленцев, в особенности бережно мы относимся к маркетинговым структурам и продажам. Если говорить начистоту, то входящий спрос на нашу продукцию упал вовсе не на те 20-25%, которые я озвучил, а намного больше. Но именно за счет активной работы отдела продаж нам удалось удержаться на таких показателях. Продажи падают, но можно сосредоточиться на работе, обеспечивающей будущие продажи, например, на разработке новых продуктов. Мы пережили стремительно отрезвивший многих кризис 2008-го, переживем и это затяжное пике. "И это пройдет" - вот что я думаю по поводу любого экономического спада, каким бы сильным он не был. Надо работать.

- Что вы думаете по поводу импортозамещения? Может ли оно оказать серьезную помощь отечественному производству?

- Известный немецкий промышленник Вернер Сименс в своей книге описал ситуацию, сложившуюся в Германии в середине XIX века. Сейчас сложно в это поверить, но тогда производители предпочитали работать под французскими, английскими, итальянскими, какими угодно брендами, только не под германскими – настолько плохое отношение было у немцев к качеству собственной продукции, и покупать ее считалось недостойным. В борьбе против общественного мнения были объединены усилия самих промышленников и государства, началась масштабная кампания по изменению сознания. Одновременно с этим росло и качество производимой продукции. Теперь же германские промышленники во многих отраслях служат эталоном качества, а сами немцы, при прочих равных, всегда выберут отечественную марку.

Это я рассказал к тому, что пытаться построить эффективное производство, но при этом не работать над рынком сбыта, - идея заведомо проигрышная. Если мы хотим продвигать производство, стоит объединить усилия и в формировании общественного мнения. Если говорить о нашем заводе, то мы сознательно работаем в среднем ценовом сегменте, несмотря на то, что качество производства позволяет нам делать продукцию на более высоком уровне. Но наш потребитель не готов платить дорого за российский бренд, нет в России традиции уважать и доверять отечественному производителю. Когда изменится сознание покупателя, тогда изменится и экономика. А сейчас импортозамещение держится на опасениях: "мы должны научиться все делать сами, иначе нам конец". Где здесь элемент гордости за отечественного производителя, где истинный патриотизм? Вот главная проблема, решать которую должны специалисты.

- Вы не считаете, что каждая страна должна полностью сама себя обеспечивать?

- Мне кажется, что в условиях глобализации мировой экономики любая изоляция ведет к деградации. Чтобы стимулировать процесс развития, промышленники и ученые разных стран должны отлаживать механизмы взаимодействия, работать вместе, учиться друг у друга. Если мы попытаемся сейчас стать автономными, то, несмотря на имеющийся в России потенциал, вряд ли у нас что-то получится. Другой вопрос, что нам было бы весьма полезно в больших объемах, чем теперь, самостоятельно производить товары массового потребления, от телевизоров до автомобилей.

- А что этому мешает, на ваш взгляд?

- Конечно, в первую очередь, экономические проблемы. Но нельзя все списывать только на курс валют или санкции, хотя они тоже накладывают свой отпечаток. По-моему, такой же, если не больший вред нашей экономике причиняет политика, направленная на укрупнение бизнеса, создание госкорпораций. Все это стремительно убивает только начавший формироваться малый и средний бизнес, а в условиях падающей экономики именно эти сегменты могли бы проявить большую жизнеспособность.

Еще один момент, который всегда вызывает у меня недоумение и протест, - немыслимая сложность реализации новых проектов из-за кажущихся на первый взгляд мелкими проблем подключения к коммуникациям. Посмотрите, что происходит? Ты можешь придумать классную идею, найти под нее деньги, купить землю, построить здание, пробурить скважину, но если у тебя не будет газа и электроэнергии, то твоя идея обречена. Наш город богат талантливыми предпринимателями, но, к сожалению, далеко не каждому удается преодолеть бюрократические трудности и воплотить задуманное в жизнь.

И все-таки я смотрю в будущее с оптимизмом. Мне хочется верить, что и через 50, и через 100 лет Челябинский компрессорный завод будет прославлять Челябинск и Россию и что у руля останутся мои дети, внуки и правнуки. А как оно получится на самом деле – жизнь покажет.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Подписка на почтовую рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск


 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2022 Портал машиностроения