Опубликовано: 27 ноября 2015 г.

С.Морозов (Ульяновская область): Главная задача экономики региона – делать ульяновскую продукцию конкурентоспособной на мировом рынке

  комментариев: 0   просмотров: 952

Источник информации: Комсомольская правда

Ульяновская область Глава самого перспективного российского региона побывал в гостях у "Радио "КП" и рассказал как привлекает, удерживает и помогает инвесторам.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ — ЭТО ПРИВИЛЕГИЯ

- Сергей Иванович, всех губернаторов мы мучаем главным вопросом - как у вас с импортозамещением?

Сергей Морозов - Действительно, одна из самых важнейших тем для нашей экономики, для нашей промышленности, а мы достаточно непростой регион. Несмотря на то, что у нас нет запасов природных ископаемых, мы входим в категорию наиболее успешных на сегодня регионов с точки зрения создания благоприятного предпринимательского, инвестиционного климата. В результате, в регионе уже сегодня создана де-факто "вторая" экономика региона. Постсоветская, инновационная и прежде всего – глобализованная экономика международного сотрудничества. Поэтому немецкие станки или японские покрышки, турецкие запчасти и американский пластик – сделанные на нашей земле, нашими людьми, с заплаченными у нас налогами это уже "импортозамещенная" продукция. И главная задача "второй", "новой" экономики региона – делать ульяновскую продукцию конкурентоспособной на мировом рынке.

С другой стороны, мы имеем достаточно большой кусок той "старой" советской экономики, которую многие регионы потеряли, а мы сохранили: прежде всего – "Авиастар", который сегодня стал сердцем промышленного кластера региона, потому что будучи созданным в советское время, пережив клиническую смерть в 90-е, сегодня на Авиастаре и других предприятиях авиакластера отрабатываются новые технологии, материалы, идеи. УАЗ нормально себя чувствует, хотя и зависти, естественно, от ситуация на рынке, но бренд жив, популярен и свою рыночную нишу никому не отдает. Есть предприятия общего машиностроения, которые раньше не могли просто пробиться на рынок, ни на внешний ни на внутренний…

- Сейчас пробились?


- Да. В рамках программы импортозамещения мы стали конкурентоспособными по цене и качеству. Но все таки отмечу, "импортозамещение" - это привилегия. Ее можно использовать, но готовиться нужно к конкуренции. Поэтому главный положительный момент в том, что на производствах провели модернизацию производства и установили новое оборудование, подучили персонал, стали конкурентоспособны с точки зрения производительности труда.

- На УАЗе тоже?

- Наша местная автомобильная промышленность достаточно стабильна в объемах производимой и продаваемой продукции. На фоне других автомобильных заводов в России, где резко упали объемы производства, наш "УАЗ" едет "вперед"…. И с достаточно хорошими финансовыми показателями. Здорово, что наши конструкторы сумели сделать "УАЗ-Патриот" почти полностью русским. Раньше слишком большое количество запчастей были импортными. Но в прошлом году в рамках программы импортозамещения, надо отдать должное коллективу, очень быстро пересмотрели стратегию. И быстро нашли поставщиков, которые заменили иностранных партнеров. Там где российский аналог не найдет, а требуется качество – нашли новых поставщиков мирового уровня. Например были реальные проблемы с китайским гидронатяжителем. Теперь поставки осуществляет немецкая INA. Потому что качество - вот единственная цель.

АВИАЦИОННАЯ СТОЛИЦА РОССИИ

- Сейчас во всем мире экспериментируют с беспилотными автомобилями. Говорят, через 10 лет крутить баранку будут только роботы… А есть идея сделать беспилотный УАЗик?

Тема "транспорта будущего" вообще одна из интереснейших, перспективных. Прототип беспилотного УАЗа уже существует и ездит, но сама тема намного шире… Посмотрите где сегодня сосредоточены прорывные инновации: электромобили, беспилотное управление, скоростной, сверхскоростной наземный транспорт, беспилотная летательная техника, новые идеи для ракетного двигателестроения. Человечество мечтает избавиться от пробок, плохой экологии и приступить к исследованию новых горизонтов. И мы должны думать: "а где наше место на этом пути?"

- Ульяновск сегодня – это Авиационная Столица России. Признанная, подтвержденная международными авиасалонами, которые каждые два года проходят у вас, центр принятия решений в области транспортной авиации и технологий. Это даже официально зарегистрированный товарный знак! Что обитает в авиационной столице?

- Порядка 70 крупных предприятий, в том числе, и конструкторских бюро, НИИ, которые занимаются производством новой техники. И мы поняли, что впереди тот, кто быстрее начнет заниматься экономикой знаний, технологическим предпринимательством. И одно из стратегических направлений в этой новой экономике - "транспорт будущего".

- За годы вынужденного простоя не разучились строить самолеты?

- Точно не разучились! И по многим производимым компонентам мы даже более конкурентоспособны, чем европейские и американские партнеры.

Мы у этом году открыли уникальный завод "Аэрокомпозит". Он занимается производством крыльев из композита, которые намного превосходят то, что сегодня имеется у коллег "Аэрбаса" или "Боинга". Предприятие совершенно уникальное, потому что технологически не имеет зарубежных аналогов. Новый 787 Боинг тоже композитный, а значит легкий, прочный и экономичный, но совершенно другой подход использовал Аэрокомпозит и эти технологии еще более совершенные.

- И это будет на наших самолетах?

- Да. Уже в 2016-м году. Это часть МС-21 - суперсовременного самолета, который начали производить на заводе "Иркут" и на заводе "Автастар" в Ульяновске. Это будет основной самолет российского авиапарка на ближайшие 30 лет. Он заменит фактически машину Ту 154. Мы гордимся тем, что Ульяновск станет его родиной.

Что мы еще производим? Продолжаем специализироваться на гражданских самолетах. И это известные Ту-204, Ту-204СМ. Второе направление – создание Ил-76Д (ИЛ 476). Это наш самолет, надежный и неприхотливый, как УАЗик. Но обновленный и современный. Наследник того самого "семьдесят шестого". Есть огромный заказ на несколько десятков самолетов для МЧС и Минобороны.

Параллельно разработали Ил-78 - уникальный топливозаправщик, который имеет хорошие перспективы перспективы. Всего больше сотни самолетов заказ.

И третье направление – это "Русланы". Огромные самолеты, которые имели возможность поднимать от 100 до 150 тонн. Мы продолжаем заниматься этим проектом. Мы не потеряли ничего.

Плюс есть огромный центр кастомизации, а по-русски это центр технического обслуживания самолетов, как станции техобслуживания. Там можно самолет покрасить, "одеть", отремонтировать. Все можно сделать. Этот центр находится в Ульяновске. Суперджеты, Аэробусы, самолеты бизнес-авиации проходят в Ульяновске полный цикл подготовки к эксплуатации на рейсах.

Плюс у нас есть единственная в стране особая авиационно-портовая экономическая зона. И там мы сейчас строим достаточно большое количество новых предприятий, которые выпускают авиационные комплектующие. В том числе "мозги", электронику для новых самолетов.

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕХА

- По поводу мозгов, кстати. Многие губернаторы жалуются на отсутствие кадров...

- Проблема, конечно, существует. Был большой провал, когда в системе образования, да и в нашей жизни, когда огромное количество молодых людей больше занимались вещами не самыми перспективными: получали экономическое, юридическое образование...

Но программа импортозамещения всех подтолкнула к осознанию, что мы не банановая республика. Мы очень мощное государство с хорошо разветвленной экономикой. Я и себе говорю спасибо, и нашим ученым, что сохранили ульяновские технические вузы. И сейчас это нам помогает достаточно быстро готовить кадры. Мы имеем стройную систему подготовки технических специалистов. Разработали специальную программу с "Авиастаром", со Сбербанком. И через разные меры поддержки ищем талантливых ребят по всей стране, выделяем стипендии, приглашаем к нам на работу, выделяем жилье и оставляем у себя для того, чтобы они могли реализовать свои мечты.

И конечно привлекаем специалистов из ближнего зарубежья.

- А с зарубежными вузами наши ульяновские вузы поддерживают тесные связи?

- У нас есть более двух десятков подписанных соглашений и очень крепкие отношения с немецкими высшими техническими учреждениями. И если не каждый месяц, то точно раз в два-три месяца у нас проходит взаимный обмен стажерами, проводятся конференции, встречи. Мы строим мировой креативный регион.

- Силиконовая долина и Сколково в одном флаконе?

- Шире! Мы имеем огромное желание построить регион, который соответствует самым высоким качествам жизни. Например, сегодня пришли новые технологии, то должны быть на улицах городов транспорт, который сегодня не только экологически чистый, но и одновременно использующий новейшие разработки. В том числе беспилотные. Мы внимательно смотрим, кто и что производит. И начинаем присматриваться, какой транспорт мы могли бы поставить в ближайшие годы на улицы города Ульяновска и области.

Мы внимательно смотрим и будем внедрять все, что касается "умных домов", когда можно с вашего телефона управлять всей системой в доме. Мы активно занимаемся проектами, связанными с возобновляемой энергетикой. И в ближайшее время, думаю, что услышите, что город Ульяновск первый в России начал создавать огромный парк возобновляемой энергетики. Начинаем с ветряной, потом био, потом ряд других.

Мы официально объявили, что мы будем специализироваться в рамках международной кооперации с нашими европейскими партнерами по направлению создания "умного здоровья". Это программа перевода всей медицинской информации в электронную версию. Ну, например, когда даже на часах вся история болезни ваша есть, масса всевозможных анализов, показателей.

Это все позволяет нам активно и успешно развивать регион. И одновременно как можно больше увлекать мальчишек и девчонок, начиная с детсада, что нужно заниматься перспективными вещами. У нас нано-центр один из самых плодовитых. Мы собрали с половины страны одних из лучших инноваторов, которые реализуют под сотню амбициозных проектов. В том числе с нашими партнерами из "Силиконовой долины" и Роснано. Это они нас поддержали в свое время. И они нас научили, подтолкнули. А сегодня мы, как прилежные ученики, получили хороший объем знаний и сами начали работать.

- Подобные проекты требуют невероятных по объему инвестиций. Как вы привлекаете людей вкладывать деньги?

- Я говорю бизнес партнерам российским и зарубежным, что если они хотят быть счастливыми, богатыми, то у них есть уникальный шанс прийти в Ульяновскую область и стать ими.

Первое: у нас есть история успеха. Мы ежегодно создаем не менее 20 тысяч новых рабочих мест, открываем не меньше 10 крупных предприятий, заводов.

Второе: у нас есть формула успеха. Она у нас даже на официальном сайте висит - 10 букв "И": инвестиции, инновации, инфраструктура, интеграция, интеллект и так далее. И это не просто набор красивых слов. За каждым названием стоит большая проектная группа.

Вот компания "Бриджстоун" пришла и говорит: я хочу построить огромный шинный завод, самый крупный в России. Мы говорим, что у нас есть кадры и мы готовы. Мы сейчас вместе строим.

И третье: у нас есть базовые ценности. Мы всем инвесторам говорим о том, что для нас крайне важны инвестиции — и российские, и иностранные, и крупные, и мелкие. Ко всем относимся одинаково тепло. Гостеприимно. Открыто. По-русски!

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Подписка на почтовую рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск


 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2022 Портал машиностроения