О.Косарев (Ижевский радиозавод): Только взаимовыгодные отношения между предприятиями и вузами могут дать положительный результат

Олег Косарев Жесткие реалии рыночной экономики нацеливают науку и производство на тесное взаимодействие как в плане инновационного сотрудничества, так и в плане подготовки высококвалифицированных кадров.

Какие сложности и проблемы возникают на этом пути? Об этом наш разговор с начальником отдела кадров АО "Ижевский радиозавод" Олегом Косаревым.

— Олег Вячеславович, какую бы вы дали оценку уровню теоретической и практической подготовки молодых инженерных кадров?

— Переход на двухуровневую систему высшего образования сыграл отрицательную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов: снизился уровень инженерной подготовки, выпускники вузов начинают понимать суть производственных процессов лишь спустя 2-3 года после приема на завод. Поэтому предприятие вынуждено направлять их на курсы повышения квалификации, другие обучающие мероприятия.

Что касается специалистов среднего звена, то их теоретическую подготовку можно считать удовлетворительной, а вот объем производственных практик для получения навыков рабочей профессии должен быть увеличен.

— Какие проблемы, на ваш взгляд, оказываются самыми сложными, когда молодой человек приступает к работе?

— Независимо от уровня образования, самым сложным для молодого специалиста является выполнение самостоятельных организационных и проектных работ и принятие самостоятельных технологических решений.

— Научно-технический потенциал Удмуртии традиционно отличался высоким уровнем. Как вы считаете, удалось ли сохранить эти традиции в настоящее время?

— На предприятия Удмуртии приходят в основном выпускники одной "школы" - ИжГТУ, таким образом, рамки подбора кадров сужаются. Преобразования в вузах привели к потере некоторых важных научных направлений, в частности, направления СВЧ (сверхвысокие частоты) и т.д. Повсеместно сокращается объем проектных работ, выполняемых на предприятиях республики, что естественным образом приводит к понижению научно-технического потенциала республики в целом, потере проектирования и производства многих изделий.

— Насколько перспективными, взаимовыгодными, по вашему мнению, могут быть партнерские отношения между предприятиями и образовательными учреждениями республики?

— Только взаимовыгодные отношения между предприятиями и образовательными учреждениями могут дать положительный результат в деле подготовки квалифицированных специалистов и высококвалифицированных рабочих в настоящее время и в перспективе. И эти отношения определяются практическим путем в тесном взаимодействии предприятий и вузов. Завод вносит предложения в содержание учебных программ, в программы повышения квалификации и стажировок специалистов предприятия и оказывает помощь в совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.

Алгоритм этого взаимодействия не должен оставаться без внимания государства, которое является основным звеном в этой цепи. Государство - основной заказчик подготовки специалистов для предприятий ОПК.

Достойный уровень стипендий для учащихся и заработной платы для профессорско-преподавательского состава, модернизация материально- технической базы образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку специалистов высшего и среднего специального образования для предприятий, работающих над выполнением оборонных заказов, - все это задачи государственной важности. А вопросы узкоспециализированного или узкоспециального материально-технического обеспечения образовательных организаций должны решаться с привлечением предприятий и организаций ОПК.

Следование этому алгоритму позволит нам выйти на иной, более высокий уровень производства.
Источник информации
Опубликовано 08.02.2016