А.Бухмастов (Свердловское РО СоюзМаш России): Поддержки машиностроения сейчас остро не хватает

Ни одна отрасль сейчас не страдает от кризиса и отсутствия внятной маркетинговой стратегии так сильно, как машиностроение. Уральский федеральный округ отражает "среднюю температуру" по стране, демонстрируя в 2015 году падение индекса промышленного производства.

В одном сегменте "транспортные средства и оборудование" индекс снизился в тюменской "матрешке" на 3,4%, в Курганской и Челябинской области – на 9,5 и 13,7% соответственно. Средний Урал и вовсе с антирекордом в 34,7%. Мер господдержки явно недостаточно, утверждает в интервью "Уралинформбюро" заместитель председателя Свердловского регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.

– Андрей Владимирович, как бы вы прокомментировали ситуацию в отрасли на Урале?

– О военном машиностроении в УрФО судить не берусь, а вот гражданское находится "в загоне", особенно в Челябинской области, где занимает половину промышленного сектора. Недозагруженность мощностей колоссальная, и все опять упирается в монополии.

Провал НПК "Уралвагонзавод", к примеру, вызван тем, что вместо закупки новых грузовых вагонов РЖД продлевает сроки эксплуатации старых. Генерирующие и сетевые компании тоже режут инвестпрограммы, отсюда падение спроса на энергооборудование. Его производители буквально терпят бедствие – это и "Уралэлектротяжмаш", который в очередной раз пытаются банкротить, и Свердловский завод трансформаторов тока, второй год работающий на четырехдневке.

Но прежде всего машиностроители страдают из-за отсутствия серьезных инфраструктурных проектов с участием государства. К сожалению, очень мало таких примеров, как космодром "Восточный". Метеорологический комплекс для него поставило УПП "Вектор", всю систему управления запуском - екатеринбургское НПО автоматики.

– Электронная подотрасль в УрФО, если верить цифрам, чувствует себя лучше?

– Электронщиков больше в Свердловской области: Уральский оптико-механический завод, концерн "Швабе", уже названные УПП "Вектор", НПО автоматики. Их поддерживает на плаву гособоронзаказ.

– В июле принят закон о промышленной политике, обязующий органы власти помогать предприятиям. Доходит ли помощь до адресатов?

– Свердловское отделение Союза машиностроителей России работает в тесной связке с областным минпромнауки. С подачи министерства в 2015 году предприятия региона получили федеральную подпитку, стали участниками целевых программ. На 5 миллиардов рублей из Фонда развития промышленности при Минпромторге удалось поддержать 15-20 предприятий, в том числе "Уральские локомотивы".

Кроме того, министерство организовало для изготовителей оборудования около 20 поездок по металлургическим заводам и горнообогатительным комбинатам. Техоснащение там в основном импортное. Возьмем финские дробилки. Закупали их в свое время по демпинговым ценам, а сейчас поставщики возвращают эти скидки за счет непомерно дорогого сервиса. Дробилки выходят из строя, их надо ремонтировать, запчасти из-за девальвации рубля стали золотыми.

Поэтому Минпромнауки знакомит горнодобытчиков с теми, кто может наладить выпуск запчастей на месте. Уже завязались перспективные контакты.

Некоторые вопросы получается решать только "в режиме ручного управления". Скажем, энергетики отключают какое-то предприятие от электроснабжения за неуплату. У того нет оборотных средств, потому что заказчики не рассчитываются за продукцию. Тут подключается правительство, губернатор, пытаемся найти компромисс.

– Кризис неплатежей обострился?

– С машиностроителями плохо рассчитывались всегда. Распространенная практика, когда, уже получив продукцию, заказчик пишет: если снизишь цену на 15-20%, поставим тебя в очередь на оплату. А в нашей отрасли рентабельность всего 5-8%. Такие "письма счастья" приходят от металлургов, газовиков, нефтяников, энергетиков. Последние два года вообще творится что-то несусветное. Если раньше отсрочка платежа была 60-90 дней, то сейчас ожидание растягивается на неопределенный срок. Не нравится – иди в арбитраж. Повезет – отсудишь свое, но дорогу на это предприятие забудь.

– Что можете сказать о субсидировании процентов по кредитам и налоговых льготах?

– Кредитоваться имеют возможность только гиганты машиностроения, например "Уралмаш" как структура Газпромбанка. Для средних и малых компаний субсидирование процентных ставок неактуально.

О серьезных налоговых льготах для свердловских промышленников пока речи не идет, хотя предложения о пересмотре налога на прибыль, имущество, земельного налога высказываются регулярно, в том числе со стороны нашего регионального отделения. Приведу в пример Тюменскую область, где с 2002 года действует региональный закон для нефтегазодобытчиков – резидентов области. Если они берут в подрядчики местных производителей, то получают льготу 8% по налогу на добычу полезных ископаемых (по части, зачисляемой в областной бюджет). Соответственно, и нефтегазовое машиностроение, и производство стройматериалов в регионе резко идет на подъем. Наметилась тенденция - нефтесервисные компании открывают высокотехнологичные участки по металлообработке прямо в вахтовых поселках, чтобы нужные детали всегда были под рукой. А кто, думаете, едет работать на этих "умных" станках и зарабатывать на квартиры вахтовым методом? Лучшие специалисты свердловских машиностроительных заводов, простаивающих в ожидании заказов! Нам есть чему поучиться у соседей в плане поддержки машиностроения, которой сейчас остро не хватает.
Источник информации
Опубликовано 11.04.2016