Орест Фьюме: "Бережливое производство – оптимальная бизнес-стратегия в жесткой конкуренции"


Orest_Fiume.jpgВ ноябре 2006 г. ожидается приезд в Россию с семинаром "Управленческий учет по системе Лин" Ореста Фьюме – одного из авторов книги "Реальные цифры. Управленческий учет по системе Лин" (Приз Синго 2004г.), члена советов директоров нескольких крупных компаний США, в недавнем прошлом директора The Wiremold Company, которая получила международное признание как лидер бизнес-менеджмента по системе Лин. Член Международного Союза Финансовых Руководителей, пожизненный член в Академии Приза Сигео Синго выступит перед руководителями и специалистами ведущих отечественных компаний в рамках Российской Лин Школы (www.leanschool.ru). Его семинар основан на многолетнем практическом опыте: Система Лин-учета была построена с его помощью более чем в 20 компаниях.

- Орест, в нашей стране концепция Лин еще очень редко применяется в области управленческого учета. TPS чаще связывают непосредственно с улучшением производственных процессов. А как в Америке?

- В США использование Лин-учета – обычная практика для десятков тысяч компаний. Хотя мы и говорим о "Производственной Системе Toyota", когда ищем истоки системы Лин, то, что применяет Toyota – это "Бизнес Система Toyota". Лин – это не стратегия производства и не программа снижения себестоимости, Лин – это бизнес-стратегия. Это не означает, что при этом подходе меньше внимания уделяется производству. Наоборот, ведь именно там создается большая часть ценности для потребителя. И это не означает, что мы не занимаемся снижением себестоимости. Конечно же, занимаемся, но снижение является результатом устранения затратных действий. Целью же бизнес-стратегии является завоевание конкурентного преимущества на рынке. Так компания Toyota смогла поднять операционное совершенство до уровня, который обеспечил ей такое конкурентное преимущество. При изучении опыта Toyota становится ясно, что для достижения такого уровня операционного совершенства руководству необходимо менять производственную культуру компании.

- Как вы считаете, могут ли специфичные для России особенности, например, сдельная оплата труда, влиять на эффективность внедрения системы Лин?

- То, как мы платим людям, влияет на их поведение. Необходимо изучить систему оплаты на всех уровнях компании и удостовериться, что она не стимулирует "анти-Линовское" поведение. Сдельные системы оплаты труда являются "анти-Линовскими", так как они создают конфликт между экономическими интересами сотрудника (выпустить больше продукции, чтобы заработать больше денег) и интересами компании, работающей по принципам Лин ("точно во-время") – (изготавливать только то, что необходимо, в нужных количествах, к срокам, когда этого требует заказчик и только то, что заказчик обязуется купить). Системы сдельной оплаты труда необходимо менять на системы повременной оплаты.

- Какие еще преграды могут ждать руководителей, нацеленных на Лин-преобразования?

- Трудности могут возникнуть, если собственники, как это принято у вас в России, требуют немедленного результата. "Пощупать" эффект от нововведений, безусловно, хочется всем. И некоторые мероприятия принесут результаты сразу, но все же большинство улучшений реализуются в перспективе, и руководство должно понять, что ОНО должно сделать, чтобы такие долгосрочные улучшения стали реальностью.

Кроме того, очень важен объективный уровень фиксации проблем. Иметь надежные фактические данные исключительно важно, так как данные определяют необходимые шаги. Если данные неверны (обычно это устаревшие данные), то они тоже будут стимулировать анти-Линовское поведение и сопротивление изменениям. Поэтому компаниям необходимо изменять структуру собираемых данных, если они хотят стимулировать действия другого типа, действия в духе принципов Лин.

- В некоторых компаниях встречаются проблемы с достоверностью получаемой информации: стремление исполнителей приукрасить ситуацию, приписки и пр. Как это может повлиять на эффективность выстраивания Лин-учета?

- Данные НЕ МОГУТ использоваться для наказания сотрудников. Большинство из тех, кто работает плохо или является виновниками потерь, делает это непреднамеренно. Они это делают потому, что руководство ставит их работать на процессы, которые вынуждают их допускать потери. Правильным использованием данных должно считаться использование их для оценки процессов с точки зрения возможности производства качественной продукции по минимальной себестоимости. По собственному опыту могу сказать, что проблема обычно заключается не в людях. Проблемой является процесс, который создан волей руководства. Если ситуацию необходимо улучшать, то руководство должно взять на себя функцию лидера по проведению улучшений процесса и не обвинять сотрудников.

Пресс-служба "Центра Оргпром"

Источник информации
Портал машиностроения
Теги
Опубликовано 26.09.2006