Уральский меридиан

Юрий Авдеев


Страна по праву гордится оборонно-промышленным комплексом Урала. Чем сегодня дышит ОПК региона, какие проблемы беспокоят его руководителей, конструкторов, рабочих? На вопросы специального корреспондента газеты "Красная звезда" отвечает вице-президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Алексей Стариков.

Алексей Стариков- Алексей Анатольевич, в зеркале ОПК как нельзя лучше отражаются многие проблемы российской промышленности. А ведь по большому счету на нее возлагаются надежды по решению главной стратегической задачи, поставленной президентом, - удвоению ВВП…

- Мировая практика, наш опыт подтверждают, что одни сырьевые ресурсы, как показала жизнь, не служат залогом динамичного развития экономики страны. Решение задачи удвоения ВВП лежит в плоскости сбалансированного развития добывающей и обрабатывающей отраслей. В первую очередь машиностроения, так как именно здесь создается самая высокая стоимость за счет наукоемкости продукции, высокой кооперации, сложности изделий, высококвалифицированного труда. Именно в этой отрасли работает огромное количество людей. Исторически сложилось, что основу нашего машиностроения составляет оборонно-промышленный комплекс, и его роль в решении поставленной задачи очень высока.

Из ОПК берут свое начало двойные технологии, дающие хороший импульс для производства гражданской продукции. Вот только несколько примеров. Производственное объединение "Уралвагонзавод" (УВЗ), которое возглавляет президент нашего союза Николай Малых, реализовало контракт с Индией на поставку танков Т-90С. Получив хорошую экономическую подпитку, предприятие приступило к реконструкции механосборочного производства. УВЗ заключил контракт с чешской фирмой "Алта" на поставку металлообрабатывающего оборудования – токарных и фрезерных станков, обрабатывающих центров. Расширяя рынки сбыта продукции гражданского назначения, в городе Кохтла-Ярве (Эстония) открыто совместное российско-эстонское предприятие ЗАО "УВЗ & АВР". Там будут осуществляться не только покраска цистерн на оборудовании немецких фирм, но и их сборка из комплектующих уральского объединения.

Тагильские вагоностроители наладили производство универсальных погрузчиков ПУМ-600 и ПУМ-1250, разработали экскаватор Э-30, коммунальную уборочную машину на базе мини-экскаватора ЭО-33211, универсальный пропашной трактор. Ведется разработка железнодорожной техники, шахтного погрузчика грузоподъемностью 6 тонн, дорожного вибрационного катка, экскаватора и многое другое.

Таких примеров немало и на других оборонных предприятиях, которые, помимо первоклассной боевой техники и вооружения, выпускают востребованную на рынке гражданскую продукцию. Во многих отраслях промышленности Урала активно возрождается производство. Наряду с этим имеются и проблемы, требующие скорейшего разрешения. Надо избавиться от наследия, связанного с кризисом 90-х годов: дезинтеграции, разрыва промышленных связей и т.д.

Ключевыми болевыми точками сегодняшнего ОПК являются следующие проблемы: кадры и их подготовка, необходимость обновления основных фондов, привлечение инвестиций, освоение современных методов управления, законодательное обеспечение деятельности предприятий ОПК, отвечающее современному моменту их развития.

Это вопросы, решение которых позволяет снизить издержки производства, повысить качество продукции, ее конкурентоспособность, решить блок социальных проблем, то есть реально влиять на решение задачи удвоения ВВП, поставленной перед обществом и страной Президентом России.

Об этом пойдет заинтересованный разговор на годовой конференции нашего союза, которая состоится 5 апреля.

- Вы затронули кадровую проблему. Насколько остро она стоит в уральской промышленности?

- Достаточно назвать одну цифру, чтобы понять остроту проблемы: по Свердловской области средний возраст работающих на предприятиях ОПК составляет 56(!) лет. Если раньше существовала выверенная система обучения и подготовки молодых специалистов, то теперь ее нет. Это ведет к нарушению преемственности поколений, особенно на сложных производствах.

В результате предприятия вынуждены самостоятельно заниматься подбором кандидатов на обучение. Так, в Екатеринбурге НПО "Автоматика", Уральский оптико-механический завод заключили договоры не только с Уральским государственным университетом на подготовку специалистов, но и с самими студентам, которым платят стипендии. К сожалению, это скорее частные примеры, а не тенденция. Чтобы наладить гарантированный приток молодых специалистов на предприятия ОПК, необходимо вернуться к практике обязательного распределения выпускников по закрепленным за вузом предприятиям. Мы убеждены, за таким подходом будущее.

Если мы хотим притока молодежи на заводы, то работу на них необходимо сделать престижной. А это в первую очередь хорошие заработки, добротный социальный пакет, поддержка молодых специалистов, жилье молодым семьям, возможность повысить квалификацию, проявить себя.

Назрела необходимость разработки на федеральном и региональном уровне программ кадровой политики в оборонно-промышленном комплексе, т.к. по-прежнему не преодолена тенденция к снижению возрастных характеристик работающих в ОПК.

- Кадры, хотя, как и раньше, решают все, но не менее важен уровень развития производства. Грубо говоря, "конфетку" на допотопном станке не сделаешь. Где выход?

- Это следующий блок проблем. Как с устаревшей военной техникой не выиграть сражение, так и на оборудовании прошлого века не сделать тот же самолет нового поколения. А этот показатель на некоторых предприятиях начинает переходить критическую черту. Государство должно очень внимательно к этой проблеме подойти. Необходимо создавать условия, облегчающие решение задачи: освободить от импортных пошлин, от налога на прибыль средства, потраченные на закупку оборудования. Государству вполне выгодно списывать реструктуризированные долги зеркально с потраченными суммами на перевооружение производства, развивать лизинговые схемы, предоставлять гарантии на кредиты под эти цели и т.д.

Аналогичный подход должен быть и в вопросе современного управления производством. На мировом рынке используются системы информационных технологий. Для машиностроительных предприятий предпочтительнее информационные системы, построенные на концепции CALS. Их внедрение идет у нас в стране, но они всего лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться. Под обновление фондов также должны попадать все компьютерное оборудование, сервера, программное обеспечение, а пользование ими необходимо включить в систему подготовки и переподготовки кадров.

Не может не вызывать удивления ситуация, когда производителю выгоднее покупать оборудование за рубежом, а не в своей стране. Этим мы загоняем станкостроительное производство в тупик. Государство просто обязано создать систему, при которой импорт продукции возможен только при отсутствии ее аналогов в стране. Речь идет не о "квасном патриотизме". Подобная практика существует за рубежом повсеместно. И такой подход ни у кого не вызывает вопросов или возражений.

Крайне назрела необходимость скорейшей разработки федеральной и областной программ технического и технологического перевооружения основных фондов предприятий ОПК с определением источников финансирования. Следует также разработать программу специализации и кооперации наших предприятий с учетом экономически оптимального использования действующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В Свердловской области, например, сделан уклон на создание региональных специализированных технологических центров (листообработки, механообработки, точного литья и т.д.), оснащаемых самым современным оборудованием. Целесообразно законодательно разрешить часть прибыли, предназначенной для погашения реструктурированной задолженности в федеральный бюджет на 2005 - 2007 гг., использовать целевым образом для технического перевооружения производственных мощностей завода.

- Главным вопросом по-прежнему остаются финансовые средства. Где их взять?

- Прежде всего обеспечить предприятия работой. Принять меры к поддержке своего производителя на внутреннем рынке путем использования импортных пошлин, приоритета государственных закупок у отечественного производителя. Речь идет о поддержке не допотопной продукции, а только мирового класса качества, конкурентоспособной. Пора думать о поддержке своего производителя, зарплатах рабочих своей страны.

Наши предприятия способны создавать и создают великолепные образцы, превосходящие зарубежные аналоги. Их надо поддержать. Создать систему государственных субсидий на поддержку экспорта, на создание рабочих мест. В конце концов государство должно стать эффективным собственником, а владельцев других форм собственности поставить в такие условия, в которых работать спустя рукава стало бы невыгодно. Это мировой опыт. Здравый смысл всегда побеждает.

В "оборонке" накоплен большой интеллектуальный потенциал. Необходимо провести его инвентаризацию. В условиях рыночной экономики идеи, так называемое ноу-хау, стоят весьма дорого. Капитализация интеллектуальной собственности прежде всего увеличивает стоимость самих предприятий. Это путь к более эффективному выходу на фондовые рынки, к привлечению инвестиций для развития.

Например, Уральский приборостроительный завод, ориентированный на выпуск авиационных приборов, в рамках конверсии начал изготавливать медицинскую технику по искусственной вентиляции легких, УЗИ. Она не уступает по качеству зарубежным аналогам, но на 40 процентов дешевле. А на какую продукцию ориентироваться предприятиям боеприпасной отрасли? Их производство нацелено на выпуск взрывчатки – это не рыночный товар. Значит, государство должно их взять под свое крыло и обеспечить заказами.

На сегодняшний день один из главных источников получения прибыли – военно-техническое сотрудничество (ВТС). За ним по доходности идут гособоронзаказ (ГОЗ) и коммерческая деятельность. В идеале на первом месте должен стоять госзаказ, и только потом ВТС, рынок. Любой производственник вам скажет, что для серийного выпуска продукции военного назначения ГОЗ необходим как воздух. Во-первых, он обеспечивает работой высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, окупает содержание производственных мощностей предприятия, а также способствует экономическому и техническому развитию производства. В своих взглядах на эти проблемы мы находим понимание у начальника вооружения ВС РФ – заместителя министра обороны России генерала армии Алексея Московского. Надеемся, что предстоящая программа перевооружения, новая система организации гособоронзаказа будет эффективна и обеспечит предприятия постоянной работой.

- Как, на ваш взгляд, переломить ситуацию в решении назревших проблем?

- Прежде всего необходимо внести изменения в законодательную базу. Госзаказчик должен нести адекватную финансовую ответственность за несвоевременную оплату, задержки авансовых платежей, несвоевременное заключение договоров, за создание ситуации с упущенной выгодой и т.д. Все в рамках Гражданского кодекса, требования которого должны регламентировать отношения между заказчиком и производителем и которые не распространяются многие годы на ГОЗ. Заводы и государство должны брать на себя двусторонние обязательства и нести ответственность за их невыполнение.

Одной из главных причин тяжелого финансового положения предприятий зачастую являются долги государства за выполненный гособоронзаказ и затраты предприятий на поддержание мобилизационных мощностей и содержание мобрезерва, которые финансируются собственником, т.е. государством, на крайне низком уровне (2 - 10 процентов). С 1 января нынешнего года утратил силу пункт 8 статьи 381 главы 30 Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций", в соответствии с которым освобождались от налогообложения данным налогом организации в отношении объектов мобназначения и мобмощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз и других объектов, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения. Надо предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2006 год увеличение объема финансирования работ на содержание мобилизационных мощностей, рассчитанных на основании мобзаданий, разработать новый порядок их финансирования.

Многое здесь зависит от позиции Государственной Думы. Мы заинтересованы, чтобы в ее стенах заседали не "рафинированные политики", которым засветиться на телеэкране важнее реальных дел, а специалисты, которые знают нужды, в том числе ОПК, изнутри. Это касается и законодательных органов регионов. Надо шире выдвигать кандидатов от производственного сектора, которые бы затем защищали его интересы. К примеру, в верхней палате нашего областного парламента производственники составляют влиятельную группу.

- Вы говорите о региональном уровне. Что предпринимает Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области для решения проблем регионального ОПК?

- Прежде всего мы выстроили эффективное сотрудничество с областным руководством. В результате совместной работы еще в 2002 году было принято постановление правительства Свердловской области, которое определило мероприятия по увеличению выпуска наукоемкой гражданской продукции на предприятиях ОПК Свердловской области на период до 2005 года, приняты программа развития производительных сил до 2015 года, программа развития технопарков. При поддержке областных властей активно развивается металлургический комплекс, предприятия которого являются основными поставщиками для ОПК.

Следующим шагом к положительному изменению ситуации в Уральском регионе стало подписание нашим союзом соглашения о сотрудничестве с ассоциациями и союзами ОПК Пермской и Челябинской областей, с Республикой Удмуртия. Хорошие взаимоотношения налажены с Советом Федерации – сенаторы должны знать о наших проблемах не понаслышке.

На государственном уровне необходимо решить еще одну из проблем по выпуску военной продукции. Она касается предприятий так называемого третьего уровня, производителей мелких комплектующих. Исключение из списка стратегических производств, отсутствие постоянного ГОЗ и законодательной базы по сохранению оборонно-производственных мощностей приводят к перепрофилированию таких заводов. Тем более что большинство из них частные. Страна не должна попасть в ситуацию, когда, образно говоря, будет лошадь, но не будет подков.

Об этом, а также обо всех проблемах, мешающих динамичному развитию ОПК, мы будем говорить на своей конференции.

Источник информации
Теги
Опубликовано 05.04.2005