Русское оружие - оружие победы

Анатолий Антипов


Cергей ЧемезовНа вопросы "Красной звезды" отвечает генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Cергей Чемезов.

- Сергей Викторович, сегодня исполняется ровно год, как был издан указ Президента РФ о назначении вас генеральным директором ФГУП "Рособоронэкспорт". Как вы оцениваете этот период времени?

- Нормально оцениваю. Этот период для России, считаю, был самым продуктивным в сфере экспорта российской продукции военного назначения (ПВН) на мировой рынок вооружений. В прошлом году удалось обеспечить объем экспорта на уровне 2003 года, когда был достигнут самый высокий результат за всю постсоветскую историю России. А если говорить на языке большого спорта, мы даже побили собственный рекорд, подняв планку на отметку в 5 млрд. 120 млн. долларов США. Несмотря на трудности и нерыночное поведение отдельных игроков…

- Вы имеете в виду тот пресс давления со стороны конкурентов, под которым постоянно находится "Рособоронэкспорт", другие российские спецэкспортеры?

- И это тоже. Но самое главное в том, что в последние годы значительно усилена роль государства в экспорте вооружений. Повышены оперативность и гибкость в деятельности на мировом рынке ФГУП "Рособоронэкспорт". Команда менеджеров предприятия при поддержке Администрации Президента России, Совета Безопасности и Аппарата правительства страны, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, других ведомств действовала слаженно и, по моей оценке, весьма профессионально. Пять лет работы показали, что эта команда вполне состоялась и способна к решению новых задач в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

- В чем проявляется в современных условиях конкурентная борьба на мировых рынках вооружения?

- Сегодня "Рособоронэкспорт" постоянно сталкивается с противодействием со стороны западных государств-экспортеров даже в той нише, которую традиционно занимает российская ПВН. Наши конкуренты используют рычаги политического и финансово-экономического давления на потенциальных импортеров российского оружия. Особенно на государства, которые являются должниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. Ежегодный ущерб нашей страны от неправомерных ограничительных мер, наложенных на российских спецэкспортеров правительствами ряда западных государств, составляет около 2,5 млрд. долларов. Например, конкуренты активно работают по дискредитации российского оружия на рынках динамично развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Характерны в этом плане развернутые в западных средствах массовой информации кампании по подрыву доверия индийского руководства к истребителям МиГ-29К и Су-30МКИ. Стоило только России согласиться поставить в Венесуэлу крупную партию автоматов Калашникова (АК), как американская администрация выдвинула протест. Причем необоснованный.

Если говорить о конкуренции с государствами СНГ и странами Восточной Европы, то это проявляется в основном в демпинговых ценах по отношению к ПВН советского (российского) производства.

Нельзя не остановиться на негативных вопросах в области модернизации российской военной техники. Сегодня многие мировые производители оружия делают ставку на завоевание этого рынка любой ценой.

Показательна в этом плане история с модернизацией боевых вертолетов Ми-24 для ВВС Болгарии. К тендеру была допущена и объявлена победителем израильская фирма "Элбит Системс", не имевшая необходимых договоренностей с российской стороной. Что там мы, несколько европейских компаний были возмущены нерыночным поведением "Элбит". Под их нажимом и при вмешательстве парламента страны итоги тендера были отменены. А ведь мы неоднократно информировали болгарских партнеров, что вмешательство в российскую военную технику без ведома ее непосредственного разработчика недопустимо. В первую очередь по соображениям безопасности.

- Какие уроки можно извлечь из конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений и что предпринимает "Рособоронэкспорт" для решения проблемы недобросовестной конкуренции?

- В самой конкуренции ничего предосудительного нет, если она вписывается в цивилизованные рамки. Мы не испытываем дефицита в упреждающей информации о действиях наших конкурентов на рынках оружия, в том числе в области разработки новейших образцов вооружения и военной техники (ВВТ). Тщательно ее анализируем, принимаем адекватные меры. Жестко, принципиально и последовательно действуем, если поведение конкурентов приобретает недобросовестные формы.

Главный урок заключается в том, что недобросовестная конкуренция является одной из существенных угроз национальной безопасности государства. Россия несет убытки, наносится ущерб деловой репутации экспортеров российского оружия, а на пути расширения географии поставок ПВН ставятся барьеры. В конечном итоге это может привести к вытеснению России с рынков вооружений. Допустить этого, разумеется, нельзя. Поэтому мы ведем комплексную работу по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции. Привлекаем для этого весь арсенал цивилизованных методов - от защиты прав и законных интересов в рамках судебной системы до координации действий с другими странами при выходе на международные рынки вооружений с однотипными услугами и продукцией.

В то же время, сохраняя за собой авторские права на большинство изделий, мы готовы и идем на сотрудничество и промышленную кооперацию в модернизации с иностранными компаниями, что может дать хорошие экономические результаты. Однако считаем, что все попытки и свершившиеся факты несанкционированного внесения изменений в конструкцию вертолетов, танков, систем ПВО, другой отечественной техники должны становиться достоянием широкой общественности. Производители не должны нести моральный ущерб вследствие чужих просчетов, приводящих к выходу техники из строя при эксплуатации и в ходе боевого применения, происшествиям и авариям, в том числе с человеческими жертвами.

Весь комплекс вопросов авторского эксплуатационного сопровождения - проведение регламентных работ, обновление нормативно-технической документации ремонтных работ, определение и продление ресурсов, проведение модернизации может решаться только под ответственность генеральных разработчиков, большая часть которых находится в Российской Федерации. Это наша принципиальная позиция.

Серьезные уроки нам преподносит отсутствие единой стратегии защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. В советский период различным иностранным государствам было передано 2300 лицензий и комплектов технической документации на производство вооружения и военной техники. Только на производство автоматов Калашникова лицензии переданы 18 странам.

Государства-лицензиаты брали на себя обязательства, что закреплялось в межправительственных соглашениях, препятствовать экспорту этой продукции в третьи страны. Однако на деле вышло как раз наоборот. По некоторым оценкам, страны Восточной Европы, прежде всего, Польша и Болгария ежегодно без санкции России экспортируют лицензионной продукции на сотни миллионов долларов США. Фактически они являются серьезными конкурентами на наших традиционных рынках. Очень важно в этом плане реанимировать работу Межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности.

- С какими зарубежными компаниями и спецэкспортерами уже удалось скоординировать действия при работе на рынках третьих стран, в особенности в сегменте ремонта и модернизации российской ПВН?

- Действует соглашение о сотрудничестве с французской фирмой "Сажем" по совместной модернизации вертолетов типа Ми-24, а также соглашение и протокол о совместной работе с английской компанией "БАЕ Системс" в области модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-17. Между нами сложились нормальные, конструктивные взаимоотношения. Кстати сказать, участие этих фирм в болгарском вертолетном тендере у нас не вызывало никаких вопросов. Поскольку в случае победы одной из них имеющиеся между нами договоренности позволили бы выполнить необходимый объем работ по восстановлению вертолетов с участием непосредственного разработчика в лице ОАО "Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля".

Идет диалог с партнерами из СНГ, прежде всего украинскими и белорусскими спецэкспортерами. Еще три года назад ни о каком сотрудничестве речь не шла. Это была конкуренция, причем зачастую достаточно жесткая - с использованием демпинговых цен. Сегодня мы нашли способ координации наших действий, хотя и не во всем. Конкуренция идет в основном при поставках вооружения в африканские страны – в государства, которые покупают вооружение 10-15 летнего срока давности. Конкурируем и на рынках восточно-европейских стран, когда речь идет об использовании или ремонте техники советского производства. Например, Конотопский завод на Украине, который ремонтирует вертолетную технику советского производства, предпринимает попытки обойти нас, не имея для этого необходимой международной нормативно-правовой базы. Вместе с тем, с Государственной компанией "Укрспецэкспорт" мы создали Координационный центр по военно-техническому сотрудничеству с задачами отработки наиболее перспективных российско-украинских проектов в военно-технической сфере, оперативного решения возникающих проблем. Вполне успешно провели три научно-практические конференции. На последней обсудили пути, тематику, формы и методы совместного выполнения НИОКР предприятиями и организациями ОПК двух стран по созданию новых образцов и модернизации ВВТ в интересах обоих государств и третьих стран.

Тесные связи установлены с белорусскими специализированными экспортными компаниями, включая Государственные внешнеторговые унитарные предприятия "Белвнешпромсервис" и "Белспецвнештехника", ЗАО "Белтехэкспорт" и другие. Очень перспективным и интересным проектом, который мы сейчас реализуем с белорусами, является белорусско-российский центр сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники ПВО "Оборонпромсервис". Работа по его созданию, в которой участвует и ФГУП "Рособоронэкспорт", находится в завершающей стадии. Эта межгосударственная структура, координатором которой является ОАО "Оборонительные системы", обеспечит оперативную деятельность по поддержанию боеготовности средств ПВО, размещенных на территории Республики Беларусь, Калининградской области и в Северо-Западном регионе России.

А вообще та правовая база, которая создана в рамках Союзного государства России и Белоруссии, позволяет нам приступить к созданию единой системы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. И этот шаг может стать опорным для формирования интегрированной системы ВТС СНГ.

- О какой экономической отдаче может идти речь при тандемной схеме в деятельности госпосредников, например в случае связки "Рособоронэкспорт" - "Укрспецэкспорт"?

- Она может исчисляться миллиардами долларов. Но даже если речь будет идти о сотнях миллионов, уже хорошо. Мы представляем не только свои, но также интересы российского и украинского, других народов Содружества. Оборонные предприятия наших стран просто не могут существовать в отрыве друг от друга.

Примерно 500 оборонных предприятий России имеют кооперационные производственные и научно-технические связи с более чем 1200 хозяйствующими субъектами государств СНГ. Например, в кооперации по производству зенитной ракетной системы С-300ПМ участвуют 103 предприятия, которые кроме России принадлежат Армении, Белоруссии и Украине, а истребителей МиГ-29 – 568 предприятий из большинства стран СНГ.

Зачем же, спрашивается, разрушать то, что формировалось десятилетиями?! Конечно, нам будут помогать это делать. И уже помогают.

Поэтому-то в "Рособоронэкспорте" и ставят вопросы о разработке и принятии стратегии и концепции экономической безопасности ВТС России, о создании Межгосударственного ситуационно-аналитического центра военно-технического сотрудничества СНГ, о разработке и принятии Кодекса профессиональной этики субъектов и участников ВТС России. Об этом, в частности, шел предметный и заинтересованный разговор на недавно состоявшейся в "Рособоронэкспорте" научно-практической конференции по проблемам обеспечения экономической безопасности ВТС.

- Уместно ли говорить об этических нормах отношений относительно торговли оружием?

- А разве могут быть чужды торговым делам понятия чести, порядочности, добросовестности и другие общепринятые моральные принципы и нравственные ценности? Давайте хотя бы вспомним значение купеческого слова на Руси. Дело в том, что мы уже в некоторой степени отстаем от Европейского союза, где в 1998 году на комиссии Европарламента по иностранным делам был обсужден Кодекс поведения государств - членов ЕС в области торговли вооружениями. В "Рособоронэкспорте" разработан Кодекс, который определяет этические нормы отношений субъектов и участников ВТС как между собой, так и с органами государственной власти, иностранными заказчиками, общественными организациями, СМИ, рекламными и рейтинговыми агентствами. Направлен он в первую очередь на устранение недобросовестной конкуренции между субъектами и участниками ВТС России.

- Как выглядит Россия на фоне ведущих поставщиков вооружения и военной техники мира - США, Франции, Великобритании?

- Россия бессменно входит в число пяти ведущих экспортеров мира. Более того, доля нашей страны на мировом рынке вооружений с 1998 года постоянно растет. А у США, наоборот, еще не преодолен определенный спад. Снижение объемов американского экспорта можно объяснить тем, что американским компаниям не удалось в последнее время заключить престижные сделки на поставку боевых самолетов в Австрию, Венгрию и Чехию. И это несмотря на победу США в ряде тендеров, в том числе в Польше и Южной Корее.

Престиж американского оружия существенно подорвала война в Ираке.

Во-первых, потерпела поражение тактика неконтактной авиационной войны, что скажется на снижении в конъюнктуре рынка удельного веса самолетов и повышении популярности танков и бронетехники, стрелкового оружия и средств ближнего боя. Во-вторых, полное блокирование иракских систем ПВО, электронная начинка которых была произведена американскими компаниями, девальвирует рыночную ценность средств ПВО производства США. В этой ситуации ожидается возрастание коммерческих шансов на рынке у российских средств ПВО, средств радиоэлектронной борьбы, переносных ЗРК, приборов ночного видения.

В целом не может не радовать то, что российское оружие не утратило своей рыночной привлекательности.

Взять хотя бы истребитель Су-30К/МКИ, который мы поставили для ВВС Индии. Данный проект уникален не только для России и Индии. Нигде в мире национальные ВВС не эксплуатируют серийные истребители, двигатели которых имели бы управляемый вектор тяги. Экспорт такой техники ранее не осуществляла ни одна страна мира.

Более того, этот самолет является результатом межгосударственной интеграции, поскольку комплекс БРЭО сделан в кооперации с индийскими, французскими и израильскими фирмами. Лучшей для самолетов рекламой стала распространенная в мировых СМИ информация, что на совместных маневрах в трех из четырех боев против американских F-15С/D "Сухие" вышли победителями. Обнадеживают в этом плане экспертные прогнозы, что российские самолеты типа Су-30 и новые ракеты класса "воздух-воздух" могут положить конец доминированию США в воздухе при локальных конфликтах.

- Не могли бы вы назвать основные тенденции развития вооружения и военной техники на мировом рынке, которые повлияют на стратегию деятельности ФГУП "Рособоронэкспорт"?

- Значительное влияние на рынок окажет предстоящее появление американского истребителя 5-го поколения F-35, серийное производство которого планируется после 2009 года. Не имея достаточного научно-технического задела в этой области, европейские компании будут интенсивно продвигать на рынок свои новые боевые авиационные комплексы поколения 4+ "Рафаль", "Еврофайтер-2000", "Гриппен". Как следствие, возрастет потребность в новых учебно-тренировочных самолетах, способных совмещать решение не только учебных, но и боевых задач в качестве легких штурмовиков.

Активизируется сегмент беспилотной авиации. Уже сейчас более 30 стран разрабатывают в общей сложности около 250 типов БПЛА, еще 80 типов уже используются более чем в 40 странах. Наиболее активными игроками здесь будут США, Франция, Великобритания, Израиль, ЮАР, Германия.

Возрастет спрос на вертолеты, способные работать в горных условиях и жарком климате. Причем обязательными требованиями заказчиков будут возможность их применения ночью, в сложных метеоусловиях, высокая точность применения вооружения, избирательность и скрытность.

Большой спрос, вероятно, сохранится на переносные зенитные ракетные комплексы. Учитывая ограничения на их распространение, объем экспортных продаж ПЗРК будет определяться не мировой конъюнктурой, а политическими решениями. Повышается интерес к гибридным комплексам (на базе ПЗРК) малой дальности. Возрастет конкуренция в сегменте ЗРК средней дальности, а повышение уровня ракетной угрозы приведет к увеличению спроса ряда стран на системы, обеспечивающие перехват баллистических ракет.

Морская составляющая заметно выходит вперед и в спросе, и в предложениях. В период до 2010 года наибольший интерес ожидается на патрульные катера водоизмещением от 20 до 200 тонн. Потребность в таком классе военно-морской техники на рынках стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки оценивается более чем в 400 единиц. Сохранится спрос на большие и малые десантные корабли, фрегаты и корветы, способные решать задачи охраны прибрежных зон до участия в оперативных действиях в составе корабельных группировок на морских и океанических театрах военных действий.

Борьба с терроризмом, возникновение локальных конфликтов на этнической и религиозной почве привели к тому, что наибольшим спросом в перспективе на мировом рынке будут пользоваться высокомобильные многоцелевые системы оружия на легких шасси, а также высокоточные средства ближнего боя и стрелковое оружие. Сохранится спрос на РСЗО, 155-мм артиллерийские системы и противотанковые ракетные комплексы.

- Какой российской технике отдают в настоящее время предпочтение покупатели?

- В области авиации – это самолеты "Су" и вертолеты "Ми". Среди бронетанковой техники – "летающий" пушечно-ракетный танк Т-90, боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-80. Многие страны хотели бы приобрести дальнобойную систему залпового огня "Смерч", которая при сопряжении с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом "Пчела-1" создает уникальную возможность избирательно, в любое время суток и в различных погодных условиях поражать оперативно разведанные цели в реальном масштабе времени. Большой спрос также на российское стрелковое оружие, в особенности на гранатометы, автоматы и пулеметы системы Калашникова.

Вне конкуренции российские средства ПВО: зенитные ракетные системы семейства С-300 и "Тор", зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска", ПЗРК "Игла". В них реализованы такие технические решения, поиском которых лишь в наши дни занялись лучшие западные специалисты.

В области военно-морской техники большим спросом пользуются дизель-электрические подводные лодки класса "Кило", которые прозваны конкурентами "черной дырой в океане" из-за своего уникально низкого уровня шумов. Мы также почувствовали резкое оживление потребности в российских фрегатах и патрульных катерах.

- В этом году, 4 ноября, исполнится 5 лет со дня подписания Президентом РФ Указа о создании ФГУП "Рособоронэкспорт". Как с высоты сегодняшнего дня вы оцениваете значение этого шага? Последовал ли за коренной реорганизацией всей системы ВТС в России желаемый результат?

- Специфика ВТС заключается в оптимальном совмещении интересов национальной безопасности государства с интересами хозяйствующих субъектов. Это возможно только в рамках специально созданного для этих целей предприятия "Рособоронэкспорт" - государственного посредника, являющегося по сути инструментом реализации исключительных полномочий Президента РФ в области ВТС и выполнения долгосрочных обязательств России в рамках международных договоров.

Результаты последних лет, в первую очередь устойчивый рост объема экспорта российского оружия, говорят о том, что система ВТС России и стратегия продвижения отдельных образцов ВВТ на внешние рынки выбраны правильно. В этом смысле политическая воля Президента РФ по объединению трех госпосредников в единую компанию себя полностью оправдала. По крайней мере проведенная реорганизация системы ВТС дала возможность навести должный порядок в сфере экспорта вооружения и военной техники. Система ВТС стала более управляемой и эффективной. Предприняты конкретные шаги к устранению неоправданной конкуренции среди российских спецэкспортеров. Немаловажно – она признана и хорошо освоена нашими иностранными заказчиками.

Ведущую роль в совершенствовании взаимодействия органов государственной власти и субъектов ВТС играет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству Минобороны РФ.

- Насколько вы в своей работе ощущаете поддержку Президента России, насколько жизнеспособна и эффективна президентская вертикаль управления в сфере ВТС?

- Именно Владимир Владимирович Путин сыграл весомую роль в стабилизации ситуации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Сконцентрировать в своих руках такую сложнейшую сферу, где высокая политика помножена на экономический расчет, где завязаны в тугой узел межгосударственные интересы и геополитические замыслы, это задача, как говорится, не для слабонервных. У нашего президента хватило мудрости и мужества сделать первый шаг. А мы его поддержали.

Пятилетие системы ВТС мы встречаем удвоением объема экспорта российской ПВН. Так что система и все что с ней связано жизнеспособны! А самое ценное, что система не лишена способности к самообновлению и оптимизации сообразно ситуации. По-моему, в этом – самое главное. Нас, как государственного посредника, вполне устраивает сложившаяся организационная структура ВТС, причем чем "жестче" президентская вертикаль управления, тем нам легче сохранять старые и завоевывать новые секторы мирового рынка оружия. Кстати, в единоначалие системы гармонично вписана коллегиальность, которую на стратегическом уровне олицетворяет Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

- Любая реорганизация - это в первую очередь нарушение выстроенных ранее рабочих связей, взаимодействия и т.д. Насколько болезненной для ВТС стала последняя административная реформа Правительства РФ?

- Не скрою, была опасность усложнения процесса принятия решений на поставки ВВТ инозаказчикам. Вовремя оценив это, мы предприняли ряд превентивных мер. Прежде всего благодаря решению Президента РФ в переходный период были сохранены вся нормативно-правовая база и статус-кво госпосредника. Переговорный процесс, режим подписания и вступления в силу контрактов нарушены не были. Это еще один аргумент в пользу сформированной президентской вертикали управления в области ВТС.

Считаю, что повысить эффективность системы ВТС в результате административной реформы можно только за счет сохранения и совершенствования работы тех элементов государственного управления, которые объективно необходимы для функционирования всего механизма государственного управления в этой сфере.

Нужно сохранить те наработки, которые начали формироваться в цельную систему политической, консульской и информационной поддержки отечественных производителей ПВН и экспортеров. В том числе обеспечить преемственность в руководстве и деятельности существующих в России 30 межправительственных комиссий по вопросам ВТС.

- Будет ли изменяться законодательство в области ВТС?

- Да. Этот процесс идет. В оптимизации законодательного обеспечения ВТС мы видим один из резервов повышения эффективности в этой сфере. В соответствии с распоряжением Президента РФ с августа прошлого года осуществляет деятельность рабочая группа по подготовке новой редакции указа от 1 декабря 2000 года №1953. Надо сказать, что впервые в рамках новейшей истории военно-технического сотрудничества один из основополагающих документов, который регулирует деятельность всей системы ВТС, готовится не кулуарно, а совместно всеми заинтересованными сторонами. Забегая вперед, хотел бы заметить, что механизм рассмотрения официальных обращений и заявок инозаказчиков будет приближен к оптимально возможному. Предполагается устранить условия для возможности спекуляций структурных подразделений министерств и ведомств на сроках прохождения распорядительных документов. Кардинально исправляется порочная система, при которой ответственность конкретных должностных лиц ряда субъектов ВТС была размыта. Вводится уведомительный порядок при согласовании проектов решений. Заложена основа для выдачи генеральной лицензии в отношении поставок запасных частей без указания конкретной номенклатуры ПВН. Тем самым, как мы ожидаем, будет упрощен порядок лицензирования экспорта запчастей для ранее поставленных вооружения и военной техники с целью перехода от политики разовых сервисных услуг по запросам инозаказчиков к обеспечению интегрированной логистической поддержки оружия на всех этапах его жизненного цикла.

Все это потребует в ближайшее время пересмотра и принятия других нормативных актов. К этой работе надо быть готовыми.

- Как складываются взаимоотношения между руководством вашей компании и Министерства обороны РФ, насколько находите понимание в решении стоящих перед "Рособоронэкспортом" задач?

- У нас есть полное взаимопонимание с министром обороны РФ Сергеем Борисовичем Ивановым, начальником Генерального штаба Вооруженных сил РФ генералом армии Юрием Николаевичем Балуевским. Могу сказать, что почвы для разногласий нет, но есть здоровая основа для поиска путей решения наших общих проблем.

- На первой Общероссийской конференции по проблемам качества ВВТ (февраль, г.Ростов-на-Дону) речь шла о серьезнейших проблемах в этой области. Некачественная военная продукция не только наносит ущерб боеготовности наших частей, но и может стать камнем преткновения в отношениях с инопартнерами. Как участвует ваша компания в решении данной проблемы, насколько эти шаги координируются с действиями военного ведомства?

- Недооценка причин, приведших к ухудшению качества российского вооружения и военной техники, может в перспективе переориентировать наших потенциальных иностранных заказчиков на приобретение оружия в других странах. Мы считаем, что вопросы качества поставляемой ПВН на экспорт должны быть напрямую связаны с работой Федерального агентства промышленности. В бытность российских агентств оборонных отраслей промышленности их деятельность при выполнении обязательств перед иностранными заказчиками в основном сводилась лишь к назначению головного исполнителя экспортного контракта. Необходимо разработать эффективные меры ответственности недобросовестных изготовителей оружия, вплоть до лишения их лицензий.

Требуется исключить при разработке и производстве образцов ВВТ на экспорт случаи невыполнения программы всесторонних испытаний и нарушения предусмотренного технологического процесса. Для совершенствования системы контроля качества изготовляемой продукции целесообразно внедрить на предприятиях оборонной промышленности современные стандарты качества (серия ГОСТ Р ИСО 9000), а также использовать новейшее контрольно-проверочное оборудование.

Целесообразно разрешить предприятиям-изготовителям ПВН право закупать за рубежом комплектующие и отдельные виды элементной базы для производства ВВТ, поставляемой на экспорт. Со своей стороны при заключении договоров комиссии с организациями-поставщиками ПВН мы обычно ставим вопросы об обязательной передаче результатов ее испытаний в ФГУП "Рособоронэкспорт". Существует практика, когда вопросы качества изготовления продукции на экспорт также конкретизируются в генеральных соглашениях о сотрудничестве с администрациями субъектов Российской Федерации с целью использования ресурсов региональных законодательных и исполнительных органов при решении этой проблемы.

- Вы уже коснулись проблемы защиты интеллектуальной собственности ОПК на внешних рынках. Насколько отработан в этом вопросе механизм взаимодействия вашей компании с другими государственными структурами?

- Существует два основных способа защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Первый - получить патент в иностранном государстве, которое тем самым возьмет на себя обязанности по охране изобретения. Это функция самих предприятий, государственных заказчиков и Минюста России. По ряду причин в российском ОПК этим способом пользуются крайне редко. Второй способ - сохранить изобретение в тайне и договориться с иностранным партнером о порядке его использования. Это в том числе и наша задача. Ее мы решаем при подготовке контрактов с иностранными заказчиками. Если инозаказчик нарушает условия контракта, то ФГУП "Рособоронэкспорт" может привлечь его к ответственности, в том числе и в судебном порядке. К сожалению, несанкционированное использование переданных РИД могут осуществлять третьи лица, с которыми мы не имеем договорных отношений. В этом случае не обойтись без средств защиты на межгосударственном уровне.
Практически все крупные сделки по передаче технологий сопровождаются заключением межправительственных соглашений, где партнеры принимают обязательства препятствовать несанкционированному использованию РИД. Кроме того, по линии Минюста России ведется переговорный процесс с нашими основными партнерами в сфере ВТС об охране РИД, которые будут распространяться на все контракты сторон.

С рядом таких стран, как Израиль, Турция, Казахстан и Мьянма уже подписаны специальные соглашения. Тяжело идет переговорный процесс по использованию многих сотен лицензий, которые передал СССР странам Восточной Европы. Вместе с тем удалось подписать соглашение по использованию лицензий с Венгрией. Совместными усилиями с МИД, ФСВТС и Минюстом России удалось пресечь отдельные несанкционированные поставки лицензионной продукции в третьи страны со стороны ряда восточноевропейских фирм.

Работаем по этой проблеме и в рамках СНГ. Так, неделю назад подписано межправительственное соглашение с Белоруссией "О взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества". Но чтобы результаты стали более весомыми, необходимо возобновление деятельности соответствующей межведомственной комиссии, которая до 2004 года осуществляла координацию усилий заинтересованных организаций.

- Как вы считаете, военно-техническое сотрудничество в развитии предприятий ОПК должно занимать главенствующее место или же идти за гособоронзаказом по степени приоритетов?

- Думаю, что гособоронзаказ должен превалировать. Тот перекос, который имеет место сейчас, и это все понимают правильно, оправдан ситуацией "скорой помощи", прежде всего инозаказчикам, которым требуются оперативные поставки российских вооружений. И это помогает сохранить высокотехнологичные оборонные производства, удерживать под контролем социальную ситуацию в регионах страны.

- Вот уже второй год подряд объем экспорта ВВТ переваливает за отметку 5 млрд. долларов. Насколько устойчива эта тенденция? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы закрепить достигнутые позиции и развить успех?

- Если не вскрыть новые резервы, ситуацию роста объемов продаж нам сохранить не удастся.

Прежде всего необходимо увеличивать поставки запчастей к уже проданным вооружениям. От общего объема всех продаж вооружений поставки запасных частей составляют примерно 17 процентов. Скоротечность современных боевых операций требует оперативности в восстановлении техники и вооружения. Поэтому мы активизировали работу по созданию российской сервисной сети за рубежом. Отсюда и стремление перейти к электронной торговле запчастями и ЗИПами через Интернет, интегрированной логистической поддержке. Без CALS-технологий и освоения международных стандартов уже в ближайшем будущем невозможно будет выиграть ни одного серьезного тендера. Кроме того, нужна каталогизация всех выпускаемых предприятиями ОПК запасных частей. Такая работа уже ведется "Рособоронэкспортом" совместно с Федеральным агентством по промышленности.

В ряде зарубежных стран создаются технические центры по обслуживанию российских вооружений. Такие центры необходимы и для целых регионов. Они обеспечат поставку запасных частей для проданной российской техники в кратчайшие сроки. В настоящее время такой сервисный технический центр по ремонту военно-морских вооружений создается в Индии. Поставки в Малайзию истребителей МиГ, новые контракты по истребителям Су и вертолетам вызвали необходимость создания в этой стране авиационного сервисного центра. Аналогичный центр создается в Мексике.

Среди других направлений повышения эффективности продвижения российской ПВН на мировой рынок можно также назвать координацию действий экспортеров вооружений с поставщиками российских энергоносителей, адаптацию экспортируемой ПВН к специфическим условиям эксплуатации и требованиям стран-импортеров, в том числе и НАТО и др.

- Хотя основными стратегическими партнерами России по-прежнему остаются Индия и Китай, что делает "Рособоронэкспорт" для расширения географии экспорта российской военной продукции в условиях жесткой конкуренции на рынках оружия?

- За пять лет ФГУП "Рособоронэкспорт", реализуя концепцию активного и наступательного маркетинга, значительно расширил географию экспорта российского оружия. Только в 2004 году поставки были осуществлены в 59 стран мира, а также по линии ООН. Да, приоритетными странами по-прежнему остаются Китай и Индия. И это вполне объяснимо, поскольку именно эти государства являются для России стратегическими партнерами, в том числе в военно-технической сфере. Активные маркетинговые мероприятия "Рособоронэкспорта" позволили в последние годы заметно активизировать сотрудничество с рядом перспективных стран Юго-Восточной Азии – Малайзией, Индонезией и Вьетнамом. Наметились подвижки в сотрудничестве с регионом Ближнего и Среднего Востока, Африканского континента. Намечены хорошие перспективы с Марокко, Ливией и Алжиром. Продолжается успешное освоение рынков Латинской Америки. Подписан ряд контрактов с Бразилией, Колумбией, Уругваем и Перу. Достаточно плодотворные отношения складываются с Венесуэлой, Чили и Мексикой. В скором времени мы откроем за рубежом ряд новых представительств в дополнение к уже существующим 43 - в Италии, Венесуэле и Мьянме. В Бельгии недавно уже приступил к работе наш представитель.

Очень важное направление - ВТС России со странами СНГ, поскольку это способствует сохранению оборонно-промышленного потенциала наших стран. Здесь имеется ряд существенных правовых привилегий, особенно для стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности.

Мы стремимся к более тесному взаимодействию со странами, входящими в НАТО и Евросоюз, хотим выйти на рынок с совместной продукцией. Такой подход особенно востребован в условиях разработки коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз в лице религиозного экстремизма, организованной преступности и международного терроризма. Это сотрудничество мы рассматриваем шире, чем просто экспортно-импортные операции в отношении специальных средств и вооружений. Оно должно охватывать совместные исследования, разработку и производство оружия и специальной техники для оснащения многонациональных контртеррористических формирований, их подготовку и обучение. Полагаем, что вся эта работа должна строиться на основе достижения совместимости систем разведки, управления и связи, средств материально-технического обеспечения, включая международную маркировку огнестрельного оружия с целью предотвращения его попадания к террористам. Главное здесь, по нашему мнению, - обеспечить долгосрочный и равноправный характер взаимодействия. Оптимальная форма - это промышленная кооперация, поставленная на долговременную основу.

Вот за счет всего этого и новых решений в сфере маркетинга мы и планируем расширить сферу российского влияния на мировом рынке оружия.

- Каким образом ФГУП "Рособоронэкспорт" участвует в управлении предприятиями, выполняющими экспортные заказы?

- В условиях реструктуризации оборонных отраслей промышленности менеджмент нашего предприятия выработал адекватные меры по встраиванию "Рособоронэкспорта" в эти процессы, участию в формировании вертикально-интегрированных структур, концернов и холдингов.

С целью стабилизации экспорта, сохранения кооперационных связей мы уже сегодня имеем акции и непосредственно участвуем в работе советов директоров более чем 20 экспортно-ориентированных предприятий и производственных объединений различных форм собственности. В том числе АХК "Сухой", Концерн ПВО "Алмаз-Антей", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля" и другие. Для того чтобы реально влиять на ситуацию, нам достаточно получить в управление государственные пакеты акционерного капитала. Причем акции приобретаются за счет той прибыли, которую аккумулирует "Рособоронэкспорт" в результате своей деятельности.

В первые годы, откровенно говоря, нам было не до приобретения акций. Необходимо было погасить долги "Росвооружения" перед оборонными предприятиями, а их сумма оценивалась в 50 - 60 млн. долларов США. И мы вынесли этот груз ответственности, преодолев отрицательные издержки.

Совместно с Федеральным агентством имущественных отношений мы создали Объединенную промышленную корпорацию "Оборонпром", которая цивилизованно, в рамках закона, под государственным контролем содействует реформированию российского ОПК. В настоящее время "Оборонпром" является интеграционным центром в создании "Корпорации "Вертолеты-Ми".

Нередко наше оперативное вмешательство в управление предприятиями позволяет уберечь уникальные производственные мощности. В частности, мы приняли участие в урегулировании конфликта между группой МДМ и менеджментом Завода имени Дегтярева. Сейчас конфликт исчерпан. Завод работает на полную мощность.

- Планирует ли ФГУП "Рособоронэкспорт" наращивать свое участие в управлении вновь создаваемых холдингов ОПК?

- Да, планируем. Поддержка любых интеграционных процессов ОПК – наша стратегическая позиция. Для нас нет сомнения, что "Рособоронэкспорт" должен обязательно присутствовать во всех вновь создаваемых в оборонно-промышленном комплексе холдингах. Например, мы готовы принять участие в формировании "Морского холдинга".

Прорабатывается вопрос о целесообразности создания в перспективе на базе государственного посредника в области ВТС вертикально-интегрированной структуры. Это могла бы быть и государственная корпорация, наделенная функциями интегрирующего хозяйствующего субъекта и правами государственного заказчика на определенные виды экспортируемой продукции военного назначения. Статус федерального государственного унитарного предприятия достаточно консервативен и не очень удобен для управления в такой сфере экономики, как военно-техническое сотрудничество.

- Вот уже второй год подряд объем экспорта ВВТ переваливает за отметку 5 млрд. долларов. Насколько устойчива эта тенденция? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, для того чтобы закрепить достигнутые позиции и развить успех?

- Если не вскрыть новые резервы, ситуацию роста объемов продаж нам сохранить не удастся.

Прежде всего необходимо увеличивать поставки запчастей к уже проданным вооружениям. От общего объема всех продаж вооружений поставки запасных частей составляют примерно 17 процентов. Скоротечность современных боевых операций требует оперативности в восстановлении техники и вооружения. Поэтому мы активизировали работу по созданию российской сервисной сети за рубежом. Отсюда и стремление перейти к электронной торговле запчастями и ЗИПами через Интернет, к интегрированной логистической поддержке. Без CALS-технологий и освоения международных стандартов уже в ближайшем будущем невозможно будет выиграть ни одного серьезного тендера. Кроме того, нужна каталогизация всех выпускаемых предприятиями ОПК запасных частей. Такая работа уже ведется "Рособоронэкспортом" совместно с Федеральным агентством по промышленности.

В ряде зарубежных стран создаются технические центры по обслуживанию российских вооружений. Такие центры необходимы и для целых регионов. Они обеспечат поставку запасных частей для проданной российской техники в кратчайшие сроки. В настоящее время такой сервисный технический центр по ремонту военно-морских вооружений создается в Индии. Поставки в Малайзию истребителей МиГ, новые контракты по истребителям Су и вертолетам вызвали необходимость создания в этой стране авиационного сервисного центра. Аналогичный центр создается в Мексике.

Среди других направлений повышения эффективности продвижения российской ПВН на мировой рынок можно также назвать координацию действий экспортеров вооружений с поставщиками российских энергоносителей, адаптацию экспортируемой ПВН к специфическим условиям эксплуатации и требованиям стран-импортеров, в том числе и НАТО, и др.

- Хотя основными стратегическими партнерами России по-прежнему остаются Индия и Китай, что делает "Рособоронэкспорт" для расширения географии экспорта российской военной продукции в условиях жесткой конкуренции на рынках оружия?

- За пять лет ФГУП "Рособоронэкспорт", реализуя концепцию активного и наступательного маркетинга, значительно расширило географию экспорта российского оружия. Только в 2004 году поставки были осуществлены в 59 стран мира, а также по линии ООН. Да, приоритетными странами по-прежнему остаются Китай и Индия. И это вполне объяснимо, поскольку именно эти государства являются для России стратегическими партнерами, в том числе в военно-технической сфере. Активные маркетинговые мероприятия "Рособоронэкспорта" позволили в последние годы заметно активизировать сотрудничество с рядом перспективных стран Юго-Восточной Азии – Малайзией, Индонезией и Вьетнамом. Наметились подвижки в сотрудничестве с регионами Ближнего и Среднего Востока, Африканского континента. Намечены хорошие перспективы с Марокко, Ливией и Алжиром. Продолжается успешное освоение рынков Латинской Америки. Подписан ряд контрактов с Бразилией, Колумбией, Уругваем и Перу. Достаточно плодотворные отношения складываются с Венесуэлой, Чили и Мексикой. В скором времени мы откроем за рубежом ряд новых представительств в дополнение к уже существующим сорока трем - в Италии, Венесуэле и Мьянме. В Бельгии недавно уже приступил к работе наш представитель.

Очень важное направление - ВТС России со странами СНГ, поскольку это способствует сохранению оборонно-промышленного потенциала наших стран. Здесь имеется ряд существенных правовых привилегий, особенно для стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности.

Мы стремимся к более тесному взаимодействию со странами, входящими в НАТО и Евросоюз, хотим выйти на рынок с совместной продукцией. Такой подход особенно востребован в условиях разработки коллективных механизмов нейтрализации глобальных угроз в лице религиозного экстремизма, организованной преступности и международного терроризма. Это сотрудничество мы рассматриваем шире, чем просто экспортно-импортные операции в отношении специальных средств и вооружений. Оно должно охватывать совместные исследования, разработку и производство оружия и специальной техники для оснащения многонациональных контртеррористических формирований, их подготовку и обучение. Полагаем, что вся эта работа должна строиться на основе достижения совместимости систем разведки, управления и связи, средств материально-технического обеспечения, включая международную маркировку огнестрельного оружия с целью предотвращения его попадания к террористам. Главное здесь, по нашему мнению, - обеспечить долгосрочный и равноправный характер взаимодействия. Оптимальная форма - это промышленная кооперация, поставленная на долговременную основу.

Вот за счет всего этого и новых решений в сфере маркетинга мы и планируем расширить сферу российского влияния на мировом рынке оружия.

Источник информации
Теги
Опубликовано 18.05.2005