Союз предприятий машиностроения Свердловской области отметил десятилетний юбилей

Десятилетний юбилей отметил Союз предприятий машиностроения Свердловской области (СПМСО). На общем собрании подведены итоги развития этой отрасли промышленности на Среднем Урале.

Истекшее десятилетие, сопровождавшееся радикальными реформами и реструктуризацией промышленного комплекса России, было непростым временем для машиностроителей. В области практически исчезло производство товаров народного потребления (стиральных машин, пылесосов, велосипедов), которыми в свое время славились уральские машиностроители. Свернуто производство лифтов, крупных электромашин. Тяжелый кризис пережили станкостроители (Саранинский и Алапаевский заводы), которые только в 2007 году начали восстанавливаться.

По мнению председателя Союза, министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Алексея Молоткова, основной причиной этих негативных явлений были и остаются неэффективные собственники. Те из них, кто пришли с целью перепродажи активов, разрушили предприятия ради получения единовременной выгоды. Именно поэтому Союз активно поддержал в конце прошлого года инициативу губернатора Эдуарда Росселя по разработке законопроекта "Об неэффективных собственниках".

Тем не менее, подавляющее большинство предприятий Союза, несмотря на все перипетии переходного периода, отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства, сумели не только сохранить свой производственный потенциал, но и существенно его приумножить. Техническое перевооружение, освоение выпуска современной конкурентоспособной продукции позволило модернизировать машиностроительный комплекс.

Сегодня на 83 предприятиях Союза работают более 33 тысяч человек (почти половина численности работающих в гражданском машиностроении Свердловской области). Объем отгруженной продукции составил в прошлом году свыше 30 млрд рублей, что на 36% выше соответствующего показателя 2006 года.

Среди предприятий Союза не осталось предприятий, находящихся в состоянии финансового оздоровления (банкротства). Однако показатели прибыльности в целом существенно снизились. Если в 2006 году прибыль на предприятиях Союза увеличилась в 2,2 раза по сравнению с предыдущим годом и превысила 2 млрд руб., то по итогам 11 месяцев 2007 года она составила всего 1,3 млрд руб. Более 200 млн руб. имели убытки ОАО "Уралмашзавод", ООО "Уральский дизель-моторный завод", более 80 млн руб. – ЗАО "Уральский турбинный завод".

По итогам 2007 года средняя заработная плата на предприятиях-членах союза выросла на 30,5% и составила 15 630 рублей. Задолженности по зарплате в прошлом году практически не было. Но наблюдались и серьезные перекосы. Так, очень мало платят в ООО "Саранинский завод кузнечно-прессовых машин" – 5 405 руб., в ОАО "Артинский завод" – 5 485 руб. и т.д.

Практически все предприятия с низкой зарплатой – градообразующие в небольших населенных пунктах с ограниченным сектором предложений на рынке труда. Пользуясь этой ситуацией, работодатели сдерживают рост зарплаты, напрочь забывая о принятых на себя обязательствах о социальной ответственности бизнеса.

"Полагаю, мы вправе потребовать от своих коллег-директоров соблюдения достигнутых договоренностей хотя бы на правах корпоративной этики. А уж в части несоблюдения ими норм федерального и областного законодательства о размере минимальной зарплаты пусть занимаются правоохранительные органы", — резюмировал глава Союза.

Союз заключил с профсоюзом соглашение о социальном партнерстве и выступил с инициативой о доведении средней зарплаты не менее 2,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При подготовке проекта соглашения на 2007 – 2008 годы профсоюзы предложили увеличить эту норму до 4-кратной величины. Но и 2,5-кратная норма не выполняется.

Инвестиции, которые вкладываются в техперевооружение предприятий СМПСО, показаны на диаграмме. Если в целом в машиностроительную отрасль вкладывается 1569 млн руб., то доля предприятий Союза составляет 1134 млн руб. Число предприятий, на которых темпы роста производительности труда опережали темп роста заработной платы, увеличилось более чем на 40%. В основном, за счет роста средств, направленных на техническое перевооружение. В целом объем инвестиций вырос за 9 месяцев 2007 года на 67% (в 2006 г. – на 60%) и достиг 1,1 млрд рублей. Все проекты профинансированы за счет собственных и привлеченных средств. При этом в объеме собственных средств существенно возросла доля амортизации.

Однако по-прежнему финансовая неустойчивость предприятий характеризуется резкой диспропорцией между собственными и заемными средствами, составляющей чуть менее 3:1 (рекомендуемое соотношение — 2:1). Причины этого машиностроители видят в том, что банковские и иные финансовые структуры до сих пор предлагают машиностроителям весьма ограниченный спектр услуг, приемлемых для сложившегося в отрасли уровня рентабельности. В то же время сами предприятия чересчур настороженно относятся даже к распространенным формам инвестирования.

Ряд предприятий планируют в ближайшем будущем обзавестись собственными электрогенерирующими мощностями. К этому подталкивает ситуация с реформированием РАО "ЕЭС России". Непрозрачность стратегии затеянных энергетиками структурных преобразований, постоянно меняющиеся "правила игры" не позволяют машиностроителям осуществлять даже краткосрочное планирование производства и ценообразование.

А в декабре 2007 года добавилась еще одна проблема — "газовая". А именно — конфликт основного поставщика — "Уралсевергаза" с транспортировщиком "голубого топлива" — "ГАЗЭКСом". Теперь потребителям предлагают заключать два отдельных договора: на поставку и на транспортировку газа. А вот с разделением ответственности за срыв газоснабжения ничего не понятно. И все эти новшества сваливаются в разгар отопительного сезона.

Машиностроители предложили Правительству Свердловской области остудить пыл "горячих газовых парней". Ведь и без того с 1 января 2007 года увеличение цен на тарифы естественных монополий составило в среднем: на электроэнергию — 24%, на природный газ — 15%, на черные металлы — до 25%, на цветные металлы — от 15% до 20%. В таких условиях обеспечивать ценовую конкурентоспособность машиностроительной продукции практически невозможно. И это притом, что Россия пока еще не член ВТО.

Законодательным собранием 30 июня 2006 года был принят 43-й Закон "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области", который вступил в силу с 1 января 2007 года, но так и не заработал. И даже в феврале 2008 года выделенные областным бюджетом 90 млн субсидий на модернизацию машиностроительного комплекса остаются под большим вопросом. Они могут быть направлены на погашение процентной ставки по уже взятым кредитам. Причем, только у отечественных банков и только под конкретные бизнес-проекты, которые еще будут рассматриваться в конкурсном порядке.

Постановлением областного правительства по созданию учебно-производственных центров для подготовки высококвалифицированных рабочих в прошлом году из профицитных бюджетных средств было выделено 100 млн рублей. Однако чиновники областного минобразования не прислушались к рекомендациям производственников. В результате, вместо создания 3 – 4 оснащенных высокотехнологичным оборудованием центров на базе передовых машиностроительных заводов деньги были "распылены" по десяткам ПТУ и техникумов. К счастью, принятые осенью прошлого года поправки в федеральный закон "Об образовании" обязывают образовательные учреждения привлекать к своей методической и управленческой деятельности работодателей.

Основным приоритетом развития промышленности в ближайшие годы будет реализация национальных проектов. Однако позиция некоторых руководителей производства такова: "Я своевременно плачу налоги, достойную зарплату, и на этом моя социальная ответственность перед работниками заканчивается!" Что это, как не проявление элементарной управленческой и экономической безграмотности? Весь цивилизованный мир знает, что социальный пакет — это не только показатель корпоративной культуры компании, но и важный элемент конкурентной привлекательности на рынке труда. Для нынешнего трудоспособного поколения в России это, пожалуй, наиболее значимый фактор. Увы, далеко не все руководители машиностроительных предприятий исповедуют такой подход.

Работу Союза в 2008 году решено проводить в рамках подготовки к вступлению России в ВТО. И первым на повестку дня выйдет вопрос конкурентоспособности выпускаемой продукции. Прежде всего, необходимо добиться снижения ресурсоемкости производимых изделий. В этом вопросе машиностроителям приходится полагаться только на самих себя. Участники съезда призвали руководство Союза не только продолжать, но и существенно активизировать деятельность по разработке и реализации мер государственной поддержки машиностроительного комплекса.

Источник информации
Опубликовано 17.03.2008