Вчера Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил на заседании Отраслевой рабочей группы по подписанию Отраслевого соглашения "Ответственный бизнес за ответственное партнерство" (Машино-, авто- и приборостроение), которое прошло в рамках IV ежегодного Конгресса национального бизнеса "Пора предпринимать!". Свое выступление он посвятил государственной промышленной политике.
В нем Юрий Саакян отметил, что индустриальный инновационный путь развития России невозможен без законодательного закрепления понятия "государственная промышленная политика", без распределения полномочий органов власти в данной сфере и без определения перечня инструментов реализации промышленной политики.
В настоящее время государством принимаются различные документы - Стратегия долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, стратегии развития инфраструктурных комплексов, отраслевые и региональные стратегии развития, планы мероприятий по реализации этих стратегий. Одной из важнейших задач государства является обеспечение согласованности между ними и получение синергетического эффекта от их реализации.
Генеральный директор ИПЕМ отметил, что меры поддержки национальных производителей как инструменты реализации промышленной политики применяются практически во всех цивилизованных странах и при этом не вступают в противоречие с принципами рыночной экономики и нормами ВТО.
Спектр мер поддержки национальных производителей, применяемых в мировой практике, весьма широк: это меры тарифного регулирования, поддержка экспорта, налоговые льготы, льготное кредитование и предоставление субсидий для наиболее значимых секторов экономики, софинансирование НИОКР, инвестиции в инфраструктурные проекты и т.д.
Однако простое копирование зарубежного опыта без учета исторических, культурных, законодательных традиций и многих других факторов, в лучшем случае будет неэффективным, а в худшем – нанесет непоправимый вред экономике и дискредитирует само понятие промышленной политики на долгие годы.
Юрий Саакян, считает, что достижение поставленных руководством страны целей социально-экономического развития возможно только при тесном сотрудничестве представителей власти, бизнеса, институтов гражданского общества.
В рамках совместной работы представителей законодательной власти и бизнес-сообщества целесообразно провести детальный анализ мировой и отечественной практики применения инструментов реализации промышленной политики, отобрать наиболее эффективные в настоящей экономической ситуации и законодательно закрепить процесс выработки, способы реализации и общественного мониторинга государственной промышленной политики.
Заключение отраслевого соглашения "Ответственный бизнес за ответственное партнёрство" - один из важных шагов по решению поставленных задач.
С другой стороны, бизнес должен осознавать, что не все его проблемы может решить государство. Если не будут четко обозначены системные проблемы, предложены пути решения лежащие в рамках действующего законодательства и нормативной базы, не будет взвешенной законодательной инициативы, то от государства не стоит ждать эффективного решения проблем бизнеса.
Важную роль в процессе диалога играют общественные организации, формируемые по технологическому, отраслевому, региональным принципам. Консолидируя мнения своих участников, эти организации должны стать весомым участником диалога бизнеса и власти.
В заключение Генеральный директор ИПЕМ призвал бизнес не закрываться в решении текущих проблем, а проявлять бóльшую активность, инициативу в условиях, когда государство тоже заинтересовано в этом.
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.