В Москве состоялась пресс-конференция гендиректора ИПЕМ Юрия Саакяна, посвященная структурной реформе на железнодорожном транспорте

5 августа в ИА Интерфакс состоялась пресс-конференция Генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, посвященная структурной реформе на железнодорожном транспорте.

Юрий Саакян напомнил, что программа структурной реформы разрабатывалась, исходя из ситуации в отрасли по состоянию на конец девяностых годов. Тогда сеть дорог была недозагружена, значительная часть подвижного состава не использовалась, а доходы Министерства путей сообщения не покрывали затрат на обеспечение безопасного и работоспособного состояния инфраструктуры и подвижного состава. То есть на момент начала реформы существовал профицит производственных возможностей и дефицит средств.

Рост грузоперевозок, происходивший в 2000-х годах, положительно отразился на финансовом состоянии отрасли, привел к кратному увеличению использования инфраструктуры и подвижного состава. Однако предшествовавший период длительного недофинансирования стал причиной их износа и дефицита. Таким образом, сегодня ситуация поменялась на обратную – теперь у железнодорожного транспорта есть средства, но возник дефицит возможностей.

Основополагающей базой при подготовке программы реформы в 1998 году были господствовавшие в то время идеи первоочередного и всеобъемлющего значения конкуренции. Однако, считает гендиректор ИПЕМ, конкуренция, как и государственное регулирование, может служить лишь инструментом проведения экономической политики и не должна являться ее целью. Кроме того, до сих пор отсутствуют расчеты, обосновывающие экономическую эффективность конкуренции на железнодорожном транспорте России. Опыт многих стран в последние десятилетия доказывает, что безусловная опора в экономической политике исключительно на рыночное саморегулирование имеет существенные ограничения. Применительно к транспорту России, необходимо стимулировать внутреннюю конкуренцию между видами транспорта и повышать конкурентоспособность российских железных дорог по отношению к транспортным системам других стран.

Реализация на протяжении последних семи лет программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, несомненно, позволила добиться определенных результатов. Основной положительный результат – разделение функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования.

Однако дальнейшая работа над тактикой и стратегией реформирования должна происходить с учетом новейшей мировой практики реформирования инфраструктурных систем. Анализ уже накопленного на данный момент мирового опыта показывает, что реформирование при дефиците производственных возможностей, особенно в инфраструктурном сегменте, неизбежно приводит к его дальнейшему нарастанию (электроэнергетика Испании, железнодорожный транспорт Великобритании), либо к необходимости масштабного субсидирования со стороны государства. Более того, процесс реформирования всегда и везде сопровождался ростом цен на товары и услуги естественных монополий.

Продолжение эффективных структурных преобразований на российском железнодорожном транспорте невозможно без:
- согласования программы реформы с принятой в 2007 году Стратегией развития железнодорожного транспорта;
- определения целевого состояния железнодорожного транспорта России и целевых моделей рынков, связанных со сферой железнодорожного транспорта;
- тщательного изучения сложившейся мировой практики и российского опыта реформирования естественных монополий;
- глубокого анализа хода реформы железнодорожного транспорта и количественной оценки всех потенциальных рисков.

По мнению генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, необходимо уже сейчас начать широкое общественное обсуждение тактики и стратегии дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта России с привлечением экспертных и исследовательских организаций.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 05.08.2008