ИПЕМ разработал Стратегию развития энергетического машиностроения России

Сегодня генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян представил разработанный Институтом проект Стратегии развития энергетического машиностроения РФ до 2020 года на заседании Комитета по энергетическому машиностроению при Бюро Центрального Совета Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России".

Юрий Саакян обратил внимание участников заседания на тот факт, что, по сравнению с советским периодом, нынешние позиции российского энергетического машиностроения значительно пошатнулись как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Существует опасность, что к 2020 году около 110 ГВт из 347 ГВт, запланированных в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (Генсхема), будет основано на энергетическом оборудовании зарубежного производства. А это 32% от всей установленной мощности российской электроэнергетики.

Разработанная ИПЕМ Стратегия предусматривает план необходимых мероприятий по повышению конкурентоспособности отрасли и укреплению национальной энергобезопасности.

Системную проблему энергомашиностроения генеральный директор ИПЕМ сформулировал как "разомкнутость цикла инновационного развития отрасли, включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям, с возвратом средств в отрасль, в том числе в научные разработки". Как следствие, по ряду направлений отрасль технологически уступает иностранным конкурентам; создаваемые энергоблоки не унифицируются – нет эффекта экономии за счет серийного производства; рынок ключевых комплектующих не развит; отсутствует координация с основным заказчиком – электроэнергетиками – в части разработки долгосрочных ориентиров развития отрасли; существует серьезный дефицит квалифицированных кадров.

Юрий Саакян упомянул также, что несовершенство тендерного механизма закупок внутри России дает приоритет иностранным производителям, т.е. нивелирует даже те немногие конкурентные преимущества, которые сохранили российские энергомашиностроители.

Предлагаемые ИПЕМ меры по реализации Стратегии развития отрасли касаются в первую очередь осударственной поддержки повышения конкурентоспособности отрасли.

Предполагается осуществить ряд важных инвестиционных проектов для сокращения технологического отставания. Будут реализованы механизмы господдержки долгосрочных программ обновления технологической базы предприятий отрасли. Важным предложением является принцип максимальной унификации типов энергоблоков – это позволит наладить серийный выпуск и значительно сократить издержки.

Одной из новаторских мер в области господдержки является предложение по участию государства в финансировании создания опытных энергоблоков на новых образцах оборудования. Этот механизм уже давно применяется в мировой практике, но в России пока не использовался.

Кроме описанных мер, стоит отметить предложение внедрения практики заключения долгосрочных договоров с производителями на поставку продукции энергетического машиностроения, а также параллельной контрактации на обслуживание в течение жизненного цикла. Кроме того, согласно Стратегии, крайне необходимо при очередном плановом уточнении параметров Генсхемы предусмотреть более полный учет интересов отечественных производителей энергетического оборудования и согласовать показатели ввода новых генерирующих мощностей с перспективными возможностями отечественных производителей.

По мнению Юрий Саакяна, все вышеперечисленные меры будут труднореализуемы без создания единого государственного регулятора отношений энергетического машиностроения и электроэнергетики. В настоящий момент эти функции разделены по нескольким органам исполнительной власти. В результате государство пока не может эффективно разделить с предприятиями энергомашиностроения долгосрочные риски и не в состоянии эффективно влиять на сохранение глобальной конкурентоспособности российского энергетического оборудования.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 04.09.2008