Подведены итоги слушаний "Социально-экономические аспекты реформы железнодорожного транспорта"

9 октября 2008 г. Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по экономическому развитию и поддержке предпринимательства совместно с Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) провели слушания по теме "Социально-экономические аспекты реформы железнодорожного транспорта". В обсуждении приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, Совета Федерации, Государственной Думы, ОАО "РЖД", компаний-потребителей услуг железнодорожного транспорта, отраслевых ассоциаций, научного и экспертного сообществ. По итогам слушаний будет подготовлен проект документа, учитывающий предложения по корректировке структурной реформы железнодорожного транспорта, высказанные участниками слушаний, который затем будет направлен в Государственную Думу и Правительство РФ.

Открывая слушания, председатель Комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев отметил, что Программа структурной реформы формировалась на основе реалий конца 1990-х годов, в связи с чем целесообразно провести анализ соответствия запланированных мероприятий реформы изменившимся социально-экономическим и политическим условиям, сегодняшнему состоянию железнодорожного транспорта.

Вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников обратил внимание присутствующих на ряд положительных итогов реформы железнодорожного транспорта, среди которых выделил рост грузо- и пассажирооборота, привлечение частного капитала в подвижной состав, в экспедиторскую работу, повышение производительности труда, более низкий рост железнодорожного тарифа по сравнению с другими отраслями.
 
Вместе с тем, участники слушаний призвали при оценке результатов реформы учитывать общий экономический рост в стране в последние годы, а не считать все достижения следствием реформы отрасли. Прозвучала также критика половинчатости некоторых мероприятий реформы, критиковались отсутствие анализа промежуточных итогов реформы, расчета совокупного эффекта для экономики страны и экономического обоснования реформы в целом. Нельзя считать целью реформы структурные преобразования в отрасли как таковые (принудительное введение рыночных отношений или, наоборот, усиление контроля со стороны государства), - эти меры могут быть лишь инструментом, - подчеркнул главный научный сотрудник ИСА РАН Эльмар Позамантир.

Все выступающие сошлись во мнении, что главными целями реформы на железнодорожном транспорте должны быть обеспечение устойчивого и эффективного развития отрасли, удовлетворение потребностей населения и экономики страны в перевозках и повышение качества обслуживания грузовладельцев. По мнению участников слушаний, верно избранная стратегия реформы способна в обозримые сроки обеспечить решение самых насущных проблем железнодорожного хозяйства.
 
В заключительной части слушаний было озвучено мнение, что в условиях развивающегося мирового экономического кризиса компания такого класса, как ОАО "РЖД", может выступить стабилизирующим фактором российской экономики в целом, а при определенных условиях и отечественного фондового рынка. Однако для реализации этого потенциала необходимо актуализировать Программу структурной реформы и разработать целевую организационную модель отрасли. Для этого, как подчеркнул генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян, необходимо проведение тщательных и всесторонних расчетов результатов реформы с использованием различных методик и с учетом международного опыта проведения структурных реформ. Необходимо тщательное прогнозирование последствий планируемых мероприятий, просчёт их экономической эффективности и анализ рисков.

Справка

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 15.10.2008