17 октября вышел очередной сборник трудов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), посвященный мировому опыту реформирования железных дорог.
Эта работа, подготовленная коллективом авторов ИПЕМ, проведена в рамках системного анализа программы реформирования российского железнодорожного транспорта, так как без учета успехов и неудач структурных преобразований зарубежных железнодорожных систем выбрать оптимальный путь для развития наших железных дорог не удастся.
Целью данного исследования являлось не сравнение реалий отечественной и зарубежных реформ – авторы предоставляют читателям возможность сделать выводы самостоятельно. В сборнике рассмотрен опыт стран с наиболее интересными результатами реформ – США, Канады, Мексики, Бразилии, Аргентины и других стран Латинской Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии, Великобритании, Германии, Швеции и Франции, а также стран СНГ и прибалтийских государств. По каждой стране представлен краткий обзор состояния железных дорог, предпосылок, хода и результатов реформ, а также выводы об итогах проведённых преобразований. Это позволяет составить целостную картину процессов реформирования железных дорог с учетом специфики каждой конкретной страны.
Интерес представляют примеры удачных реформ – например, в США или в Японии. Однако значительно больше стран, где результаты нельзя оценить однозначно. Например, в Великобритании в процессе реформирования удалось добиться поставленной цели – увеличения грузопотока по железной дороге. Однако для этого пришлось существенно снизить тарифы на перевозки, что привело к серьезному недофинансированию магистральной инфраструктуры и банкротству компании-владельца инфраструктуры.
В целом развитие железных дорог в каждой рассматриваемой стране нельзя объяснять исключительно реализацией мероприятий реформ. Позитивные результаты могут быть следствием других факторов, таких, как общий экономический подъем, рост душевых доходов населения, технический прогресс, обусловивший снижение издержек – и чаще всего так оно и есть. При этом сократить государственные расходы на железнодорожный транспорт и снизить уровень необходимого отрасли госконтроля практически нигде не удалось. Дробление крупных национальных перевозчиков на несколько частных компаний приводило к росту транспортных издержек, что увеличивало нагрузку на всю экономику страны. При отделении перевозочной деятельности от инфраструктуры последняя либо деградировала в отсутствие финансирования, либо целиком зависела от государственных дотаций.
Авторы отмечают, что у России в настоящее время есть уникальный шанс, основываясь на международном и собственном опыте реформирования железнодорожного транспорта и других естественно-монопольных секторов, устранить недостатки и усилить преимущества отечественной железнодорожной системы. Но для этого и общество, и государство должны четко сформулировать свои пожелания относительно роли и места железнодорожного транспорта в российской экономике и на международном транспортном рынке.
Справка
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, металлургия, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах.