В России построят завод для производства тормозов по немецкой технологии

Владимир Руткас, глава представительства корпорации KNORR-BREMSE в России.

В сентябре этого года ОАО "РЖД" и германская корпорация KNORR-BREMSE подписали в Берлине меморандум, предусматривающий создание в России совместного предприятия по производству тормозных механизмов. Однако сотрудничество российской компании с KNORR-BREMSE началось гораздо раньше. С 2006 года совместно с РЖД немецкая корпорация разрабатывает и внедряет современные тормозные системы для использования на железных дорогах России. В нашей стране сертифицированы и находятся в серийной эксплуатации и другие компоненты производства KNORR-BREMSE.

– Владимир Владимирович, какую продукцию вы поставляете на отечественный рынок?

– Мы производим тормозные системы в комплексе – и устройства управления торможением, и системы подачи сжатого воздуха, и тележечное оборудование. Ими оснащены высокоскоростные поезда, выпускаемые ведущими мировыми производителями железнодорожного подвижного состава. К слову, скоростные поезда "Пендолино" для линии Санкт-Петербург – Хельсинки и высокоскоростные "Сапсан", которые начнут курсировать по маршруту Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород, оборудованы не только тормозами KNORR-BREMSE, но и системами кондиционирования воздуха, автоматическими дверями, силовыми электроаппаратами и даже стеклоочистителями нашего производства.

В конструкции вагонов метрополитена типа "Русич" применены наши практически бесшумные и не создающие вибрации компрессорные установки. В текущем году начались испытания абсолютно нового компрессора для пригородных электропоездов, поставляемых для ОАО "РЖД". Это поршневой безмасляный компрессор, уже сертифицированный в России. Электропоезд ЭД4М производства ОАО "Демиховский машиностроительный завод", оснащённый такими установками, сейчас проходит эксплуатационную проверку на Западно-Сибирской железной дороге.

Также мы поставляем тормозное оборудование на ОАО "Тверской вагоностроительный завод". Для пассажирских вагонов с эксплуатационной скоростью до 160 км/ч наши конструкторы разработали комплекс, включающий вентилируемые диски, клещевые механизмы, а также систему электронной противоюзной защиты, которая обеспечивает эффективное торможение и защиту колёс от "ползунов" при всех условиях эксплуатации.

– Подобные дисковые тормоза более надёжны, чем традиционные колодки?

– Конечно, особенно на высоких скоростях, поскольку вся кинетическая энергия движения поезда гасится на паре трения "накладка – тормозной диск". Кроме того, замену тормозного диска можно проводить без расформирования колёсной пары, что снижает стоимость технического обслуживания. Полагаю, что сегодня имеет смысл сконцентрироваться на дисковом и магнито-рельсовом тормозе.

Применение последнего – обязательное требование для подвижного состава с расчётной скоростью от 200 км/ч, а именно такой пассажирский подвижной состав создают сейчас в России. В Твери уже изготовили опытный образец вагона с нашим магнито-рельсовым тормозом.

– Каковы перспективы сотрудничества вашей корпорации с ОАО "РЖД"?

– В этом году совместно с ОАО "РЖД" мы создали инженерный центр по разработке тормозных приборов для российских магистралей. Кроме того, подписали меморандум о создании совместного предприятия по производству в России самого современного тормозного оборудования. У KNORR-BREMSE есть правило – если компания выходит на тот или иной рынок, то продукция должна выпускаться именно в этой стране. К примеру, экономически нецелесообразно и технически сложно обеспечивать Тверской завод, выпускающий более 1000 вагонов в год, тормозным оборудованием, сделанным в Германии.

Вагоностроительный завод – это поточная линия, и малейшая задержка с поставками комплектующих на таможне или при транспортировке вызовет остановку конвейера. Пока же на тверских вагонах устанавливают наши тормозные системы, произведённые в Европе.

Строительство завода в России позволит снять многие проблемы. Причём это будет не отвёрточное производство. Завод должен осуществлять механическую обработку, сборку, испытания и поставку оборудования. При этом KNORR-BREMSE понимает, что не должен становиться монополистом, ведь любая монополия – потенциальное сдерживание прогресса. У нас есть более чем вековой опыт производства тормозных систем, но никто лучше россиян не знает, как должны работать тормозные системы на РЖД.

– Какие разработки вы можете предложить для российского подвижного состава?

– У нас есть опыт создания комплексных тормозных систем для локомотивов, работающих на пространстве 1520, в частности на Литовских железных дорогах, где используют тепловозы постройки "Сименс". На них установлены дисковые тормоза, электронные системы управления, компрессорное оборудование. Системы полностью отвечают и техническим требованиям ОАО "РЖД". Думаю, такая тормозная система может быть установлена на электровозе ЭП20, который разрабатывают по заказу компании предприятия ЗАО "Трансмашхолдинг". Кстати, наш винтовой компрессор уже работает на российском тепловозе в экстремальных условиях Сибири.

Специалисты ОАО "РЖД" работают над созданием вагонов с нагрузкой на ось 25 – 27 тонн. Мы разработали тормозную систему, встраиваемую в тележку такого вагона, и уже подписали контракт с ВНИИЖТом на проведение её испытаний нынешней зимой на Экспериментальном кольце в Щербинке. По заказу европейских железных дорог корпорация создала датчик схода колёс с рельсов, воспринимающий изменившееся вертикальное ускорение колёсной пары и инициирующий экстренное торможение состава. Сейчас такие датчики используют в Швейцарии, Австрии, Германии. Подобные приборы мы поставим в ближайшее время и в Россию.

Источник информации
Опубликовано 25.11.2008