Пресс-конференция по проблемам железнодорожных пассажирских перевозок прошла в Москве

4 декабря в РИА "Новости" состоялась пресс-конференция на тему "Промежуточные итоги и дальнейшие пути реформирования пассажирских железнодорожных перевозок", в которой приняли участие представители ОАО "РЖД", Всероссийского центра изучения общественного мнения, Института системного анализа РАН, Института проблем естественных монополий, а также независимые эксперты.

В ходе пресс-конференции были представлены результаты опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, согласно которым, 54% респондентов высказалось за увеличение участия государства в деятельности компаний, занимающихся пассажирскими железнодорожными перевозками. 19% опрошенных отметили, что регулирующая роль государства должна оставаться на прежнем уровне, 4% - снижаться.

В ходе опроса выяснялось также отношение россиян к внедрению конкуренции, предусмотренному структурной реформой железных дорог. Так, 71% респондентов считают, что с приходом на рынок пассажирских железнодорожных перевозок частных компаний цены на билеты возрастут, 3% - с этим не согласны. При этом, по мнению 45% опрошенных, внедрение конкуренции повлечет за собой снижение количества электропоездов, и только 9% говорят об увеличении.
 
В целом, только 18% участников опроса видят улучшения в результате реформирования железнодорожной отрасли, 46% их не отмечают, 16% видят изменения к худшему. Как подчеркнула директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук, это во многом объясняется патерналистскими настроениями в российском обществе, очень осторожно относящемся к переменам.

Комментируя результаты опроса, заместитель директора департамента пассажирских сообщений ОАО "РЖД" Максим Артемов присоединился к той части опрошенных россиян, которая высказалась за увеличение участия государства в деятельности перевозочных компаний. "В этом смысле очень показательна такая цифра: около 70% пассажиров перевозятся в плацкартных и общих вагонах, и цены на билеты в таких вагонах устанавливаются именно государством, как, впрочем, и на всех направлениях пригородного сообщения, - отметил он. – Государство ответственно перед населением за организацию перевозок железнодорожным транспортом, поэтому вполне объяснимо, что россияне возлагают на него надежды в плане увеличения доступности и дальнейшего развития пассажирских перевозок".
 
Представитель монополии более подробно остановился на проблеме убыточности пассажирских железнодорожных перевозок, подчеркнув, что руководство компании не устраивают убытки, которые образуются по пригородным перевозкам. "Сейчас поставлена задача - к 2009 году перейти на 50-процентное покрытие расходов от пригородных перевозок, а в 2010 году – на стопроцентное", - отметил Артемов. Основным инструментом уменьшения убытков станет переход на систему государственного контракта с руководством регионов с тем, чтобы они сами заказывали тот объем электропоездов, который им реально необходим для организации движения населения в пригородном сообщении. Он также отметил, что субсидии, выделяемые компании государством в 2008 году, составляют порядка 20,5 миллиардов рублей, из которых 19 миллиардов  рублей идет на дальнее  сообщение и 1,5 миллиарда  рублей – на поезда пригородного сообщения.

По мнению генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, в железнодорожных пассажирских перевозках в силу их огромной социальной значимости без участия государства обойтись невозможно. "По сути, учитывая убыточность этого направления во всем мире, наше государство может выбрать между дальнейшим субсидированием пассажирских перевозок, или прекращением дотаций, в принципе отказавшись от них как от вида транспорта, как это было сделано, например, в Мексике, - сказал руководитель ИПЕМ. –  Очевидно, что с учетом географических особенностей России, руководство страны не может допустить второго сценария. При этом надо иметь в виду, что создание рентабельной финансовой модели функционирования пассажирских перевозок, особенно в пригородном сообщении, представляется маловероятным, здесь можно говорить только о снижении объема субсидий со стороны государства".

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 05.12.2008