Рейтинг, появлению которого предшествовало исследование ИА "INFOLine" "Рынок грузового железнодорожного транспорта России и стран СНГ" был составлен на основе данных от самих компаний, а также базы собственников подвижного состава.
Для рейтингования компаний-операторов были применены следующие показатели:
– количество грузовых вагонов в собственности (с разбивкой по видам);
– количество грузовых вагонов в управлении;
– объем перевозки грузов;
– объем выручки.
Итоговый ранговый рейтинг компаний (2009 год)
№
п/п
|
Название компании
|
Собственность
|
Управление
|
Перевозки
|
Выручка
|
Средний ранг
|
Количество*
|
1
|
Первая грузовая компания, ОАО*
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1,0
|
4
|
2
|
Globaltrans Investment plc*
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2,0
|
4
|
3
|
Трансойл, ООО*
|
7
|
3
|
3
|
-
|
4,3
|
3
|
4-5
|
Газпромтранс, ООО*
|
5
|
4
|
7
|
4
|
5,0
|
4
|
4-5
|
ТрансКонтейнер, ОАО
|
3
|
5
|
9
|
3
|
5,0
|
4
|
6
|
Трансгарант, ГК*
|
8
|
7
|
11
|
9
|
8,8
|
4
|
7
|
ОТЭКО, ЗАО
|
4
|
13
|
12
|
-
|
9,7
|
3
|
8-9
|
СГ-Транс, ОАО
|
6
|
11
|
19
|
10
|
11,5
|
4
|
8-9
|
ТЭК Евротранс, ООО*
|
10
|
9
|
16
|
11
|
11,5
|
4
|
10-11
|
Евросиб СПб-Транспортные системы, ЗАО*
|
15
|
14
|
13
|
6
|
12,0
|
4
|
10-11
|
ХК Новостранс, ОАО
|
-
|
12
|
-
|
-
|
12,0
|
1
|
Итак, о тенденциях на начало 2010 года. Во-первых, за 2009 год количество компаний, владеющих в России железнодорожным подвижным составом, сократилось более чем на 20% и составило немногим более 1,7 тыс. организаций, физических и юридических лиц. Этому, по оценкам экспертов, виной не только кризис, но и естественные процессы консолидации активов на рынке, и вытеснение с него мелких компаний.
Во-вторых, хорошими темпами растет количество вагонов, находящихся в собственности частных компаниях, в июне 2010 года российский парк грузовых вагонов составлял более 900 тыс. единиц подвижного состава, из которых приватными были уже почти 70% (включая подвижной состав ДЗО РЖД).
В-третьих, пока мелкие операторы вынуждены были в отсутствие грузов возвращать взятые в лизинг вагоны банкам и лизинговым компаниям, крупные компании воспользовались удобным случаем, чтобы пополнить свой парк по сниженным в кризис ценам. Яркий тому пример – группа компаний Globaltrans – самый крупный частный оператор, в декабре прошлого года увеличивший свою капитализацию за счет покупки 50% акций ООО "БалтТрансСервис" и занимающий, согласно рейтингу, второй год подряд первое место по годовому приросту вагонного парка.
Аналитики ИА "INFOLine" считают, что в 2010 году компании будут продолжать искать разные пути роста и развития – от приобретения вагонов в долгосрочный лизинг, как делает компания RailGarant, до постройки своей инфраструктуры, что существенно снижает затраты и зависимость от РЖД.
Большой проблемой останется высокий процент устаревшего вагонного парка, значительная доля которого в скором времени подлежит списанию.
Генеральный директор ИА "INFOLine" Иван Федяков считает, что сейчас отрасль находится в переходном состоянии, которое продлится еще 2-3 года. В течение этого времени будут определены лидеры рынка, и сейчас компаниям, стремящимся попасть в топ крупнейших операторов, надо приложить для этого все усилия.
Рейтинг подготовлен специалистами информационного агентства "INFOLine" и журналом "РЖД-партнер".
Справка
Информационное агентство "INFOLine" было создано в 1999 году для оказания информационно-консалтинговых услуг коммерческим организациям. Осуществляет на постоянной основе информационную поддержку более 1000 компаний России и мира. Агентство "INFOLine" ежедневно проводит мониторинг публикации в более 5000 СМИ и ежедневно ведет аналитическую работу по 80 тематикам экономики РФ. Начиная с 2003 года агентство "INFOLine" по заказу клиентов и по собственной инициативе проводит различные кабинетные исследования рынков. При подготовке маркетингового исследования специалисты агентства используют уникальное информационное обеспечение и опираются на многолетний опыт работы с различными новостными потоками. В анализе рынков и отраслей нам доверяют: "Уралвагонзавод", "Рузхиммаш", "Альфа-Банк", "Стахановский вагоностроительный завод", "Днепровагонмаш", "Трансмашхолдинг", "Промтрактор-вагон", "СИБУР-Транс", "БалтТрансСсервис", "Трансконтейнер", "Русская Тойка", "Globaltrans", "ОТЭКО", ГК "Трансгарант", ФК "Уралсиб", "ВТБ-лизинг", "Райффайзен-лизинг", "Брансвик Рейл Лизинг" и многие другие.
Исследование "Рынок грузового железнодорожного транспорта России" – это оценка текущего состояния и перспектив развития железнодорожного транспорта России, описание текущего состояния транспортных компаний и конъюнктуры рынков отдельных видов подвижного состава. В ходе проведения данного исследования специалисты ИА "INFOLine" проанализировали динамику показателей железнодорожного транспорта России, охарактеризовали крупнейшие транспортные компании, проанализировали рынок грузовых вагонов России по видам подвижного состава (полувагоны, универсальные и фитинговые платформы, крытые вагоны, нефтебензиновые, газовые цистерны и цистерны для кислоты, хопперы-цементовозы и хопперы-минераловозы, рефрижераторные и изотермические вагоны, а также думпкары).