Самые популярные новости за неделю
14.06.2018 Опубликован мониторинг ситуации в промышленности России по итогам мая 2018 года 759
14.06.2018 Объявлены 39 новых номинантов Национальной премии "ПРИОРИТЕТ-2018" 753
15.06.2018 Инновации оказались успешными для bauma CTT RUSSIA 2018 708
14.06.2018 Астрахань включается в национальную систему квалификаций в судостроении 707
14.06.2018 Московский НПЗ "Газпром нефти" завершил монтаж крупногабаритного оборудования современной установки переработки нефти "Евро+"  447
14.06.2018 Подведены итоги IV Корпоративного Чемпионата ОАК по стандартам WorldSkills 437
14.06.2018 ЧТЗ поставил в Казахстан уникальные бульдозеры 436
14.06.2018 Ростсельмаш начал поставлять сельхозтехнику по программе льготного кредитования 435
15.06.2018 ОДК представит на MIOGE 2018 новейшие решения для транспорта газа и энергогенерации 415
15.06.2018 Концерн "Калашников" завершил сделку по приобретению Кингисеппского машиностроительного завода и Дизельзипсервис 412
15.06.2018 Компания 3М представляет последнее изобретение в классе промышленных клейких лент 409
15.06.2018 Аудиторы оценили процесс модернизации тепловозов на ШААЗе 408
15.06.2018 Новая кафедра МФТИ на базе ОАК начала набор студентов 407
15.06.2018 Краснокамский РМЗ в восьмой раз подтвердил сертификат ISO 9001:201 389
15.06.2018 Уралмашзавод произвел первую в России шахтную подъемную машину 371
19.06.2018 Schneider Electric открыла центр Инноваций в ОЭЗ "Иннополис" в Республике Татарстан 215
19.06.2018 На Севмаше установили уникальный прессогибочный комплекс 207
19.06.2018 АО "ОКБМ Африкантов" оснастило вентиляционным оборудованием новую станцию метро в Нижнем Новгороде 202
19.06.2018 ОЭМК подтвердил соответствие международным стандартам 195
19.06.2018 РОТЕК поможет сохранить природу озера Байкал 192
19.06.2018 CLAAS: Высокая урожайность втрое снижает расход топлива комбайна TUCANO 580 189
19.06.2018 Более 600 инженеров в прямом эфире посмотрели презентацию nanoCAD Plus 10 188
19.06.2018 Судно связи "Иван Хурс" завершило государственные испытания 188
20.06.2018 Участники XVII Международной конференции по управлению проектами приступили к цифровизации российского проектного менеджмента 185
20.06.2018 Восемь земельных участков под создание индустриальных и промышленных парков выставлены на торги в Москве 150
20.06.2018 Уралмашзавод изготовит кран для Северстали 128
20.06.2018 Durr строит инновационный окрасочный цех для для электромобилей 104
20.06.2018 Эффект бережливого производства на заводах каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ достиг 7 млрд рублей 98
20.06.2018 "КАМАЗ" и компания KUKA подписали соглашение о глобальном стратегическом сотрудничестве 95
20.06.2018 На Ростовской АЭС подтверждена техническая готовность новейшего энергоблока №4 к вводу в промышленную эксплуатацию 88

Опубликовано: 20 февраля 2012 г.

На заседании 18 февраля были подведены итоги деятельности Союза машиностроителей России и озвучены острые проблемы ОПК

Источник информации: Портал машиностроения

18 февраля 2012 года в Доме Правительства РФ состоялось заседание Бюро Союза машиностроителей России "Приоритетные задачи ОПК в модернизации экономики России". Были подведены итоги деятельности Союза машиностроителей России в 2011 году и озвучены проблемы ОПК. На заседании выступил Д. Рогозин (см. новость>>).

В рамках заседания прозвучали выступления Председателя Союза машиностроителей России, генерального директора корпорации Ростехнологии С.Чемезова и Первого Вице-президента Союза машиностроителей В. Гутенева.

Итоги деятельности

Главной особенностью деятельности в прошлом, 2011 году, С.Чемезов назвал выход Союза машиностроителей России в политическое пространство. Союз одним из первых вошел в состав Общероссийского народного фронта в том числе и с целью решения проблем системного характера, накопившихся у российской промышленности. Целый ряд соответствующих предложений включен в предвыборную программу Фронта.

По результатам выборов 4 декабря первым заместителем председателя комитета по промышленности Госдумы стал В. Гутенев. Союз также усилил свое представительство в законодательном собрании, его представители одержали победу на выборах в Самарской, Свердловской, Иркутской области, Алтайском крае, Чувашской Республике и др. В состав Союза вошло более 5000 физических лиц и 132 предприятия.

На заседании состоялось награждение отделений Союза машиностроителей по итогам работы в 2011 году. Первое, второе и третье места заняли соответственно Московское, Приморское, Свердловское региональные отделения. По итогам года в рамках работы Общероссийского фронта было награждено Самарское региональное отделение. Отмечены наградой за лучшую организацию работы с молодежью Кировское и за активную деятельность по уставной работе и работе в рамках Общероссийского Народного Фронта  Челябинское отделения.

Не снижают своей активности по выработке предложений и инициатив, направленных на отраслевое развитие, комитеты. Особо С. Чемезов выделил работу комитетов по энергетическому машиностроению, тяжелому машиностроению, железнодорожному транспорту.

Проблемы ОПК

С. Чемезов выделил проблемы, связанные с несвоевременностью заключения контрактов по гособоронзаказу. Так, на конец января организовано размещение заданий гособоронзаказа на 2012 год чуть более 20% объема, по результатам проведенных торгов заключено лишь 2% контрактов от общего объема конкурсных заданий.

С. Чемезов обратил внимание на то, что существует статья за административную ответственность при нарушении обязательств по поставке продукции по гособоронзаказу (закон вступил в силу с 18 января текущего года). В нем предусмотрена соответствующая ответственность должностных и юридических лиц. Однако не предусмотрена ответственность заказчика за нарушение сроков и объема финансирования. "Должна быть взаимная ответственность", ― заключил С. Чемезов.

Волнующая тема – это постоянные высказывания руководителей Минобороны в отрицательном плане по качеству выпускаемой продукции. Так, недавние заявления начальника Генштаба о несоответствии по качеству танковой продукции и о том, что в течение 5 лет оно не собирается закупать танки, наносят прямой ущерб государству в целом и ставят под угрозу переговоры в рамках военно-технического сотрудничества, в частности с Алжиром и Казахстаном.

Острым вопросом С. Чемезов назвал вопрос мобилизационнных резервов, т.к. компенсация на их содержание не превышает 15%. Главное – должна быть предусмотрена гибкая система компенсации понесенных предприятием затрат.

В 2011 году была продолжена деятельность Союза и по регулированию трудовых отношений. "Наше взаимодействие с профсоюзами позволило снизить уровень социальной напряженности на предприятиях боеприпасной отрасли, возникший в связи с проблемами гособоронзаказа. Назрела необходимость срочного принятия решений по реструктуризации данной отрасли, чтобы люди понимали, что их дальше ожидает", ― сказал С. Чемезов.

Вступление в ВТО вызывает необходимость в выработке адекватных мер, парирующих возможные негативные последствия для отечественной промышленности. Среди подобных мер важное место должны занять меры государственного протекционизма и технического регулирования, позволяющие защитить отечественного производителя.

"Мы продолжим выработку соответствующих рекомендаций. Решение всего комплекса задач связано со стабильностью экономики России и сильной государственной властью. Свои надежды Союз машиностроителей связывает с Общероссийским Народным Фронтом и его лидером", ― заключил С. Чемезов.

В. Гутенев отметил рост авторитета Союза машиностроителей на международной арене, чему также способствует ТПП. Нет ни одного российско-зарубежного делового совета, где не присутствовало бы члена Союза машиностроителей России, установлены тесные рабочие контакты с очень многими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья.

Гособоронзаказ

Касаясь проблем ОПК, В. Гутенев сказал: "Две основные проблемы сдерживают развитие ОПК: это несвоевременность заключения контрактов по гособоронзаказу и ценообразование. Во многом благодаря тому, что мы активно поднимали эти вопросы – они стали повесткой дня номер один: проходят круглые столы, симпозимумы, недавно состоялось заседание в Совете Федерации. Мы будем использовать все способы, чтобы донести наши взгляды до руководства страны", ― сказал В. Гутенев.

Несвоевременность заключения контрактов по гособоронзаказу приводят к отсутствию финансирования исполнителей в первом и втором квартале и низкой рентабельности предприятий. "Вероятно, назрела необходимость соответствующих изменений в Федеральный закон о гособоронзаказе. Необходимо также установить ответственность госзаказчика за нарушение сроков по заключению контрактов. Целесообразно изменить порядок заключения контрактов. В качестве образца можно взять механизм, применяемый в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными заказчиками, где предусмотрены четкие параметры заказа, его своевременное авансирование и соответствующие штрафные санкции в отношении и заказчика, и исполнителя. Мы не хотим преференций, а хотим равного отношения", - сказал первый вице-президент Союза машиностроителей.

Техническое перевооружение

Говоря о вопросах инновационного развития промышленности, генератором которого должно являться ОПК, В. Гутенев выделил необходимость создания соответсвтующих условий: "В дополнение к существующей господдержке необходимы правовые акты по инновационной деятельности с прописанием четкого механизма, позволяющего предприятиям привлекать долгосрочные финансовые ресурсы на щадящих условиях".

Необходимо достижение рентабельности на уровне не менее 15% от полной себестоимости продукции, однако применение Минобороны подхода к определению прибыли в размере 20% от собственных затрат и 1% от привнесенных затрат дает уровень рентабельности не превышающий 7%. "О техническом перевооружении при таком подходе речь идти не может", ― заключил В. Гутенев. Для технического развития рентабельность должна быть не менее 30% по отношению к собственным затратам предприятия. Значительная часть прибыли должна направляться на финансирование капитальных вложений и постановку НИОКР.

Назрел также вопрос по исключению из налоговой базы и налогу на прибыль той ее части, которая направляется на финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ. Необходимо законодательно закрепить положение об оплате госзаказчиком стоимости опытно-конструкторских работ. Следует восстановить и поисковые работы в размере 5-10% от НИР и ОКР.

Особо В. Гутенев выделил сложную ситуацию, в которой находятся предприятия боеприпасной отрасли, где госзаказ является единственным источником финансирования. В прошлом году практически был обнулен госзаказ в данной отрасли, в результате чего программы технического перевооружения фактически были приостановлены. При этом Минобороны само предпочитает заниматься несвойственной ему функцией, вместо того, чтобы загрузить отрасль работой по утилизации устаревших боеприпасов. В результате ― наносится вред экологии, распыляются цветные металлы, и появляется очень много структур, выполняющих несвойственные Минобороны функции.

"Проблем в ОПК более чем достаточно, и решение многих из них лежит в законотворческой плоскости", - заявил В. ГУтенев. Ряд проблем связано с несовершенством стратегического планирования, непредсказуемой технической политикой Минобороны. Обращает внимание несогласованность госпрограммы вооружений и ФЦП развития ОПК в 2011-2020 гг. Государство тратит деньги на создание новых образцов вооружений по техзаданиям Минобороны. В определенный момент, ведомство признает эти задачи неправильными, а разработанный образец ненужным. В. Гутенев отметил авторитарность в принятие решений и слабое привлечение экспертов в работе Минобороны. Неудовлетворительной он также назвал работу Общественного совета при этом министерстве.

Вопросы качества военной продукции, прозвучавшие в высказываниях ряда чиновников Минобороны, должны обсуждаться не в публичной плоскости, а с руководителями предприятий и генеральными конструкторами. Не всегда продукция соответствует требованиям заказчика – но для разрешения подобных ситуаций существует Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.


Подготовка специалистов

Необходимо также обратить внимание на целевую подготовку специалистов от предприятий, направляемых за рубеж, и предусмотреть компенсацию предприятиям за счет бюджета. В. Гутенев предложил выйти с инициативой о том, чтобы предприятиям из государственного бюджета компенсировалось до 80% подобных затрат.

Также предлагается предоставить выпускникам технических заведений отсрочку от призыва до 1 года с учетом того, что они будут работать по специальности.

Главное в проблеме закрепления кадров для промышленности – отсутствие доступного жилья. Одной из мер могла бы стать беспроцентная жилищная ипотека для молодых специалистов. Другой острой проблемой является низкая заработная плата в отрасли. При такой ситуации рассчитывать на приток и мотивацию специалистов не приходится, и возникают предпосылки для роста социальной напряженности.

Также В. Гутенев обратил внимание на систему подготовки зарубежных слушателей в военных ВУЗах. "Здесь нельзя руководствоваться исключительно коммерческим подходом. Неважно сколько тратит зарубежный слушатель. Это те люди, которые через 10-20 лет определяют облик своих национальных вооруженных сил. Они являются нашими потенциальными зарубежными заказчиками. И они через 10-15 лет определяют номенклатуру и объем в рамках военно-технического сотрудничества".

Среди задач, стоящих перед Союзом машиностроителей В. Гутенев отметил: "Мы должны проработать пакет предложений для внесения изменений в действующее законодательство. К этому необходимо подключить возможности комитетов и комиссий Союза, экспертного сообщества, генеральных конструкторов. Отраслевые комитеты должны завершить анализ и выработку предложений по вопросам вхождения в ВТО".

В завершение своего выступления В. Гутенев предложил вступить в Союз машиностроителей Д. Рогозину. "На прошлой неделе в Союз машиностроителей России в Санкт-Петербурге вступил депутат Н. Валуев. Он пришел со словами: "Рыбы сбиваются в косяки, волки в стаи, а настоящие мужики приходят в Союз машиностроителей России".

Дальнейшее обсуждение членами Бюро Союза машиностроителей было продолжено за закрытыми дверями.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте
См. также:

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 20.02.2012 в 8:17
 

ЦИТАТА: "В завершение своего выступления В. Гутенев предложил вступить в Союз машиностроителей Д. Рогозину." В связи с констацией чудовищных проблем в машиностроении и отсутствии сколь либо значимых достижений и результатов за много лет, надо передать Союз машиностроителей в подчинение Рогозину.


Быстров Владилен Федорович
сообщение оставлено 20.02.2012 в 19:45
 

Для развития ОПК предлагаю сформировать в качестве Некоммерческого партнерства - "Военно-технологическую платформу ОПК" - в качестве ГЧП, куда войдут и Союз машиностроителей РФ, и предприятия оборонного комплекса, и предприятия-комплектаторы, исследовательские структуры, и вузы, и сертификаторы продукции, и коммерческие структуры и ООО "Прогноз", которое будет исследовать перспективы развития оборонной техники. "Мягко" упралять Некоммерческим партнерством будет специально образованный сектор \ реферат в Министерстве промышленного развития и торговли РФ, во взаимодействии с Минфином и другими профильными структурами Правительства РФ. "Мягкое" управление должно опираться на жесткое финансирование проектов Партнерства через Банк РФ: подготовка и проведение "инициатив", "форумов", "диалогов"; с проведением конкурсов, выявлением победителей, их финансированием и отчетностью по МСФО. Т.е., - по образцу "технологических платформ" и сетей ЕС.

В.Ф. Быстров


Рожков Евгений
сообщение оставлено 22.02.2012 в 18:46
 

ЦИТАТА: "К этому необходимо подключить возможности комитетов и комиссий Союза, экспертного сообщества, генеральных конструкторов"...
... а вступил в итоге в Союз машиностроителей боксер Николай Валуев. Отлично, господа, так держать!


Богданов Андрей
сообщение оставлено 24.02.2012 в 23:04
 

Следующим членом Союза, по-видимому, будет уже Боря Моисеев...


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2018 Портал машиностроения