К 2020 году в ВВС поступит перспективный самолет-штурмовик Су-25СМ

Штурмовики Су-25 заслужили репутацию надежных, неприхотливых боевых машин. В 2008 г. самолет прошел глубокую модернизацию, получив индекс "СМ".

Су-25СМ от стандартной машины отличается более современной системой вооружения, которая позволяет применять значительно более широкий спектр средств поражения. Модернизация коснулась также комплексов связи, радиолокационного оборудования, прицельно-навигационного комплекса. Живучесть самолета и его систем возросла в 2 раза, а эффективность применения в 4 раза.

На сегодняшний день в воинских частях Военно-воздушных сил (ВВС) модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, до 2020 г. планируется модернизировать около 80 единиц.

Современные требования к ведению боевых действий вынуждают авиационных конструкторов искать новые способы адекватного реагирования на возможные угрозы. В результате чего зародилась концепция создания перспективного самолета-штурмовика (ПСШ).

Новый самолет будет обладать эффектом малозаметности. Также штурмовик планируется оснастить самым современным радиолокационным, прицельно-навигационным оборудованием и новейшими средствами связи. Он сможет применять всю номенклатуру тактического вооружения и приземляться на любые взлетно-посадочные полосы. К 2020 г. данный самолет уже начнет поступать в воинские части ВВС, постепенно заменяя Су-25СМ.

Справка

Первый самолет Су-25 поднялся в воздух 22 февраля 1975 г. Весной 1980 г. первые опытные самолеты прошли испытания в боевых условиях в Афганистане.

Уважение летчиков заслужили высокая маневренность Су-25, продуманная защита систем, основных агрегатов и самой кабины Су-25. Титановый бронекороб и лобовое бронестекло не могли пробить пули стрелкового оружия и ДШК, и на бортах Су-25 встречались следы размазанных пуль.

За первые 15 месяцев боевой работы штурмовики, совершив более 2 тыс. вылетов, не имели боевых потерь. Су-25 полностью оправдывали свое прозвище "Грач", первоначально служившее их радиопозывным в операции "Ромб", своим умением отыскивать и "выклевывать" добычу, наподобие этой трудолюбивой птицы.

На самолет за год приходилось около 360 вылетов, но встречались и заслуженные Су-25, успевшие слетать на задание до 950 раз. "Грачи" нередко возвращались домой "на честном слове": на одном двигателе, с иссеченным осколками фонарем, отказавшей гидросистемой и невыпускающимся шасси, с огромными дырами в борту и оторванными хвостами. Фантастическая живучесть Су-25 спасла не один десяток летчиков.
Опубликовано 21.02.2012