Госдума приняла в первом чтении поправки в закон "Об отходах производства и потребления", которые вводят утилизационный сбор на новые и подержанные автомашины с 1 августа текущего года.
По словам одного из авторов законопроекта, первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, инициатива является одной из компенсационных мер для минимизации возможных рисков при вступлении России в ВТО.
"Введение утилизационного сбора продиктовано необходимость защиты внутреннего рынка и сохранением рабочих мест в отечественном автопроме при присоединении к ВТО", - заявил Гутенев.
Он пояснил, что базовый закон предлагается дополнить новой статьей, регулирующей правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации.
"Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств, сбор будет уплачиваться физическим лицом", - сказал парламентарий.
При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип "ответственности производителя" за продукцию.
Замглавы комитета сообщил, что, по предварительным подсчетам министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тысяч рублей.
"Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей не более 10 пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литров составит 0, 5, то есть величина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литров - 1, а свыше 3,5 литров -3,5 - 3,6", - пояснял Гутенев. Он также добавил, что в отношении поддержанных автомобилей будут применять повышенные - примерно в 4 раза - коэффициенты.
Не уплачивается утилизационный сбор в отношении автотранспорта, ввозимого в РФ в качестве личного имущества физлиц, являющихся переселенцами или беженцами; транспорта категории М1 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения) и N1 (транспорт, предназначенный для перевозки грузов, имеющий допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн) с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, не предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров и грузов; если производителем принимается обязательство обеспечить последующую безопасную утилизацию автотранспорта в порядке, определяемом правительством РФ.
Депутат отметил, что вхождение России в ВТО предполагает значительное упрощение и удешевление доступа зарубежной автомобильной колесной техники на отечественный рынок.
"В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО", - подчеркнул депутат.
Как говорится в пояснительной записке, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 миллиона единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год.
Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объемах 33 миллиона и 12 миллионов единиц соответственно.
Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны потребуется строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья.
Вместе с тем, отмечают законодатели, низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры.
По словам одного из авторов законопроекта, первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, инициатива является одной из компенсационных мер для минимизации возможных рисков при вступлении России в ВТО.
"Введение утилизационного сбора продиктовано необходимость защиты внутреннего рынка и сохранением рабочих мест в отечественном автопроме при присоединении к ВТО", - заявил Гутенев.
Он пояснил, что базовый закон предлагается дополнить новой статьей, регулирующей правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации.
"Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств, сбор будет уплачиваться физическим лицом", - сказал парламентарий.
При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип "ответственности производителя" за продукцию.
Замглавы комитета сообщил, что, по предварительным подсчетам министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тысяч рублей.
"Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей не более 10 пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литров составит 0, 5, то есть величина сбора будет 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литров - 1, а свыше 3,5 литров -3,5 - 3,6", - пояснял Гутенев. Он также добавил, что в отношении поддержанных автомобилей будут применять повышенные - примерно в 4 раза - коэффициенты.
Не уплачивается утилизационный сбор в отношении автотранспорта, ввозимого в РФ в качестве личного имущества физлиц, являющихся переселенцами или беженцами; транспорта категории М1 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения) и N1 (транспорт, предназначенный для перевозки грузов, имеющий допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн) с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, не предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров и грузов; если производителем принимается обязательство обеспечить последующую безопасную утилизацию автотранспорта в порядке, определяемом правительством РФ.
Депутат отметил, что вхождение России в ВТО предполагает значительное упрощение и удешевление доступа зарубежной автомобильной колесной техники на отечественный рынок.
"В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО", - подчеркнул депутат.
Как говорится в пояснительной записке, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 миллиона единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год.
Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объемах 33 миллиона и 12 миллионов единиц соответственно.
Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны потребуется строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья.
Вместе с тем, отмечают законодатели, низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры.
Отрасли