7 августа 2012 г. во ВИАМ прошел Круглый стол "О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации"

Мероприятие состоялось в соответствии с планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 100-летия создания Военно-воздушных сил, который утвержден Президентом Российской Федерации, председателем организационного комитета В.В. Путиным.

Как заявил в преддверии круглого стола Генеральный директор ВИАМ, академик РАН, доктор технических наук, профессор Евгений Николаевич Каблов, "сегодняшнее мероприятие имеет важное значение не только с исторической точки зрения, но и поможет нам заглянуть в будущее военной авиации". "Оценка и обсуждение перспективных направлений развития ВВС, а также использование при этом новых материалов и технологий являются залогом обеспечения обороноспособности России", - сказал он.

"Без материалов, разработанных в ВИАМ, ни один отечественный летательный аппарат не строился. Только развивая материаловедческое направление, мы сможем конкурировать с ведущими мировыми державами как в области авиастроения, так и в других отраслях промышленности", - подчеркнул Генеральный директор института.

По его мнению, для достижения намеченных целей одного технического перевооружения мало. "Особая роль должна отводиться работе с молодыми учеными, подготовке высококвалифицированных кадров и специалистов, реализации их потенциала", - отметил Евгений Николаевич Каблов. "Для сотрудников ВИАМ очень важно само понимание того, что их труд важен для достижения нашим Отечеством и, в частности Военно-воздушными силами, новых высот".

Евгений Николаевич Каблов сообщил, что "ВИАМ ведет активную работу в этом плане, основой для которой стал базовый документ "Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года", разработанный институтом в прошлом году и одобренный Научно-техническим советом при Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации".

"Материалы – это основа любой конструкции. Сейчас перед инженерами стоит задача создания "умных" конструкций и без высокоэффективных материалов эту задачу не решить. В ВИАМ сформировались авторитетные школы материаловедения, мы имеем хорошие заделы и сумеем решить поставленные перед нами задачи", - заключил он.

Доклад известного авиаконструктора, дважды Героя Социалистического Труда, академика, советника Генерального директора ОАО АК "Ил" Генриха Васильевича Новожилова был посвящен теме "Материалы в конструкциях самолетов семейства "Ил". Он, в частности, коснулся истории отечественной военной авиации. "Какое техническое решение воплощено в Ил-2! Это поистине "летающий танк", - сказал он. "Но Ил-2 не обвешан броней снаружи: она часть его конструкции, то есть выполняет двойную функцию. И разработана она была в ВИАМ", - заявил авиаконструктор. "Именно так, в тесном контакте, взаимодействии должны работать материаловеды и конструкторы во имя эффективного достижения общей цели", - отметил он.

Герой Российской Федерации, академик РАН, Генеральный конструктор ОАО "Камов" Сергей Викторович Михеев выступил с докладом "Вертолетостроение, новые горизонты". Он заявил, что "в вертолетостроении, можно сказать, всё только начинается, и здесь к материалам предъявляются особо высокие требования. Например, к материалам, из которых изготовлены вертолеты, работающие в море, в условиях агрессивной среды". "То же самое касается повышения скорости. Сейчас мы ведем работу по разработке машин, которые смогут развивать скорость до 500 километров в час", - сообщил он.

Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель СССР, Главный конструктор Пилотажно-исследовательского центра Анатолий Николаевич Квочур рассказал о перспективах международных разработок в авиационной сфере, а также роли новых материалов для вхождения России в шестой технологический уклад. "Для решения этой задачи нужны конкретные целевые научные установки и тесная кооперация", - заявил он.

Анатолий Николаевич Квочур также рассказал участникам круглого стола об успехах использования системы синтезирования рельефа местности на лобовом стекле пилота, что существенно облегчает взлет-посадку ночью или в условиях плохой видимости. "Планируем предложить данную технологию для использования и на вертолетах", - подчеркнул он. Особое внимание докладчик уделил необходимости подготовке молодой смены летчиков-испытателей и передачи ей богатого опыта ветеранов.

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александрович Александров в своем докладе "Роль МГТУ им. Н.Э. Баумана в разработке новых материалов и технологий для современной военной авиации" рассказал об истории своего вуза, который стоял у основ инженерного образования в России. Он отметил как исторические, так и плодотворные современные связи МГТУ и ВИАМ.

"Сегодняшний день – праздничный, но и рабочий, ведь наш круглый стол – рабочее научное мероприятие", - сказал он. По мнению, Анатолия Александровича Александрова "МГТУ всегда работал в тесной связи с промышленностью – так же, как и с ВИАМ. И вообще наши судьбы с этим институтом тесно связаны, ведь у основ ВИАМ стояли такие выдающиеся ученые Бауманского училища, как И.И. Сидорин, Н.М. Скляров и другие". "Очень приятно, что нашей кафедрой, которую в свое время возглавлял Иван Иванович Сидорин, сейчас руководит Евгений Николаевич Каблов", - заключил он.

Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Михайлович Чуйко отметил, что "разработки и продукция ВИАМ играют важнейшую роль в отечественном двигателестроении". "Они позволяют существенно снизить массу самолетов и улучшить их характеристики по всем направлениям", - отметил он.

Генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Викторович Обносов рассказал о важности применения новейших материалов в разработке ракетного вооружения. "Только в кооперации с ВИАМ мы можем ответить на вызовы времени и заглянуть в будущее", - подчеркнул он.

Председатель научно-технического совета госкорпорации "Ростехнологии" Юрий Николаевич Коптев в своем выступлении отметил, что "сейчас началась реализация целого ряда программ по развитию нашей промышленности, в том числе и тех ее сфер, которые работают для военной авиации и космоса". "Прочным фундаментом для этого всегда были материалы. Мы высоко оцениваем работу отечественных материаловедов и желаем им новых успехов в работе!", - сказал он.

Командующий Дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Жихарев сообщил, что "при разработке нового перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) большое значение уделяется композиционным материалам "для того, чтобы уменьшить эффективную отражающую поверхность".

Участие в круглом столе приняли представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации, Минпромторга, Минобрнауки, Минобороны, государственных корпораций "Ростехнологии" и "Росатом", интегрированных структур ОАО "ОАК", ОАО "Вертолеты России", ОАО "УК "ОДК", ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение", конструкторских бюро, предприятий авиационной промышленности, государственных научных центров РФ, институтов РАН и национальных исследовательских университетов.

По итогам круглого стола его участники приняли проект обращения. "В этом обращении мы сформулировали направления, в которых должно развиваться отечественное материаловедение", - заявил в этой связи Евгений Николаевич Каблов. "Успехи есть, но и проблем хватает. Например, отставание в программном обеспечении, когда мы вынуждены искать нужные программы за границей", - сказал он. По мнению Генерального директора ВИАМ, "еще одна проблема - отсутствие права на интеллектуальную собственность у разработчиков на их ноу-хау. И эту проблему нужно решать как можно быстрее, чтобы у людей был стимул работать".

"И вот буквально сегодня я с большим удовольствием узнал, что наш премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе поездки по Сибирскому федеральному округу на заседании экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах отметил, что следовало бы предоставлять российским новаторам исключительные лицензии на результаты их интеллектуальной деятельности. Очень хочется надеяться, что этот механизм будет, наконец, разработан", - заключил он.

Приводим вниманию читателей текст обращения.

ПРОЕКТ

ОБРАЩЕНИЕ

участников круглого стола "О роли и значении новых материалов

и технологий в создании и развитии военной авиации"

г. Москва, 7 августа 2012 г.


Круглый стол "О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации" в рамках празднования 100-летия создания Военно-воздушных сил объединил представителей более 70 организаций и предприятий: администрации Президента Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и обра-зованию, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минпромторга России, Минобрнауки России, Минобороны России, государственных корпораций "Ростехнологии" и "Росатом", интегрированных структур – ОАО "ОАК", ОАО "УК „ОДК”", ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение", ОАО "Вертолеты России", государственных научных центров Российской Федерации, институтов Российской академии наук, конструкторских бюро и предприятий авиационной промышленности, национальных исследовательских университетов.

Участниками круглого стола отмечено, что создание отечественной авиационной промышленности состоялось во многом благодаря материаловедческим исследованиям, основоположниками которых были выдающиеся советские ученые А.Н. Туполев и И.И. Сидорин, возглавлявшие Комиссию по созданию металлического самолета. В 1924 году был создан первый металлический самолет АНТ-2. Для производства материалов для авиации создавались целые отрасли.

Участники круглого стола считают, что в настоящее время совершенствование тактико-технических характеристик авиационных комплексов, реализация более высокой весовой отдачи, увеличение дальности и скорости полета, величины полезной нагрузки, обеспечение работоспособности в экстремальных условиях − возможны только при использовании конструкционных и функциональных материалов нового поколения, в том числе специальных металлических, неметаллических конструкционных, радиопоглощающих. При этом авиационные материалы, несмотря на их создание под конкретный летательный аппарат, находят все более широкое применение в различных отраслях промышленности. Пример тому – композиционные материалы, которые изначально разрабатывались в интересах авиационной и кос-мической техники, но сейчас используются везде − от строительной индустрии до топливно-энергетического комплекса.

Участники круглого стола отметили ведущую роль Всероссийского института авиационных материалов, который на протяжении 80-ти лет совместно с конструкторскими бюро, ведущими институтами авиационной промышленности – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, ЛИИ и институтами РАН проводит разработки в материаловедческой области и координирует работы по практическому использованию полученных результатов. Реализация разработанных институтом "Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года", одобренных решением научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, должна стать одним из стимулов перехода России к новому этапу индустриализации.

Участники круглого стола считают, что ни один из выбранных приоритетов модернизации экономики России не может быть реализован без комплексного развития технологий в области материалов нового поколения и реализации принципов глубокой переработки сырья. Новый приоритет в модернизации экономики России "Материалы и глубокая переработка сырья" должен войти в сферу прямого контроля Президента и Правительства Российской Федерации − как ключевое направление технологического прорыва.

Для разработки нового поколения военной авиации, опережающей по техническому уровню образцы основных конкурентов, участники круглого стола предлагают:

1. Расширить объем фундаментальных, фундаментально-ориентированных и прикладных научно-исследовательских работ, направленных на формирование опережающего научно-технического задела по созданию материалов нового поколения и технологий их переработки.

2. Считать перспективным системное проведение исследований в области создания материалов нового поколения по "Стратегическим направлениям развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года", базирующихся на принципе неразрывности материалов, технологий и конструкций, включая использование "зеленых" технологий при создании материалов и комплексных систем защиты, а также реализацию полного жизненного цикла (с использованием IT-технологий) − от создания материала до его эксплуатации в конструкции, диагностики, ремонте, продлении ресурса и утилизации.

3. Для обеспечения создания перспективной военной авиационной техники разработать государственную программу по разработке, восстановлению и организации производства материалов нового поколения и малотоннажной химии.

4. Для целевой подготовки специалистов по созданию материалов и технологиям их переработки определить технические вузы, ответственные за подготовку инженеров этого профиля с обязательным прохождением практики в профильных организациях авиационной и смежных отраслях промышленности.

Справка

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) имеет статус Государственного научного центра Российской Федерации и является крупнейшим материаловедческим предприятием в мире, которое выполняет заказы на разработку и поставку широкой номенклатуры металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов защиты от коррозии, а также средств контроля исходных продуктов, полуфабрикатов и изделий на их основе. ВИАМ реализует свои разработки для решения задач в области оборонно-промышленного комплекса, авиа- и машиностроения, космических технологий, транспорта, энергетики, строительства, медицины и др.

ВИАМ имеет три филиала:

- Геленджикский центр климатических испытаний ВИАМ им. Г.В. Акимова (ГЦКИ ВИАМ) - единственный в России научный центр климатических испытаний, позволяющий в условиях морского климата проводить комплексные испытания материалов, элементов конструкций и изделий, а также отработку систем защиты от коррозии, старения и биоповреждений;

- Воскресенский экспериментально-технологический центр по специальным материалам (ВЭТЦ ВИАМ), который не имеет аналогов в России и СНГ и осуществляет научные изыскания в области бериллийсодержащих сплавов с замкнутым металлургическим производством, а также разрабатывает и применяет уникальные технологии по утилизации и переработке отходов бериллиевого производства;

- Ульяновский научно-технологический центр (УНТЦ ВИАМ), который выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых технологий, методик, оборудования, образцов изделий и полуфабрикатов из композиционных полимерных материалов, а также микропроцессорных средств технологического контроля их производства.
Опубликовано 09.08.2012