Россия создает двигатель для гиперзвуковых ракет

Минпромторг России начинает финансировать разработку ракетного двигателя нового поколения. Только на разработку промышленной технологии изготовления ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) с "кардинально улучшенными энергетическими характеристиками" выделено почти 50 млн рублей.

Сейчас в России нет РДТТ нового поколения. А существующая технология "уже не содержит качественно новых решений с целью радикального повышения энергетической эффективности", записано в конкурсной документации ведомства.

Между тем в США уже несколько лет проходят испытания гиперзвуковых ракет Falcon HTV, в рамках своей военной программы Prompt Global Strike ("Глобальный молниеносный удар"). Пока испытания в основном преследуют неудачи. Но эта программа вызывает большие опасения российских официальных лиц и препятствует диалогу с НАТО. Об опасности Prompt Global Strike в 2006 году заявлял президент Владимир Путин в послании к Федеральному собранию РФ.

— Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил, — предупредил президент.

После этого в России тоже озаботились созданием летательных аппаратов, которые могли бы наносить удар не только разрушительный, но и молниеносный. В августе прошлого года корпорация "Тактическое ракетное вооружение" объявила о старте проекта ракеты, которая сможет развивать скорость в 12–13 раз превышающую скорость звука. В июне этого года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что основа для создания конкурентоспособных образцов гиперзвукового оружия будет заложена в ближайшее время.

Но для таких ракет необходим новый двигатель, основанный на новых физических принципах управления пульсирующими, импульсными, детонационными энергопроцессами, уверены в Минпромторге. Такие процессы реализуются в конструкции пульсирующего рефлекторного резонаторного двигателя на твердом топливе (ПРРДТТ), говорится в конкурсной документации. Планируется увеличить дальность ракет в 2,5–3 раза, при этом уменьшив количество необходимого твердого топлива не менее чем на 50%. Все это позволит повысить массу полезной нагрузки.

Изобретатель двигателя ПРРДТТ, специалист в области ракетных двигателей научный руководитель научно-технического центра "ИМПЛАЗ" Ярослав Пушкин заявил "Известиям", что аналогов его двигателя в мире не существует.

— На всех ракетах, включая американские, применяются традиционные сопловые двигатели. Если в мире появится двигатель ПРРДТТ, то это будет мой, российский, — сообщил он.

Принцип действия двигателя основан на частой управляемой детонации топлива в специальной камере и на торможении газа на выходе с помощью специальной диафрагмы, которая образуется из этого же газа. При этом энергия, которая в сопловых двигателях распыляется, образуя шлейф позади ракеты, превращается в полезную — шлейф у двигателя Пушкина не превышает нескольких сантиметров.

Сумму в 50 млн рублей Пушкин считает достаточной для выполнения НИР на базе крупного института. Но следующие этапы — опытно-конструкторская работа и разработка промышленной технологии — потребуют, по его словам, значительно больших средств. Пушкин признался, что консультировал чиновников для составления конкурсной заявки и намерен принять участие в научно-исследовательской работе в составе группы специалистов какого-либо крупного НИИ.

Старший научный сотрудник МФТИ, эксперт по вопросам вооружения Илья Клабуков говорит, что, скорее всего, разработкой будет заниматься НПП "Сатурн" — ведущий российский разработчик и производитель авиационных двигателей для военных самолетов. В этом случае есть шанс довести проект до внедрения в промышленность — не менее чем через семь лет. Но в заявленных характеристиках технического задания Клабуков сомневается, считая их "физически вряд ли достижимыми".
Источник информации
Опубликовано 20.08.2012