На "круглом столе" в Самаре обсуждали влияние присоединения к ВТО на возможности и риски для авиационно-космической отрасли России

Авиастроение в России – одна из крупнейших системообразующих, высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. В ней работает около 500 тысяч человек. Доля авиастроения в общем промышленном производстве ОПК составляет 40%, в производстве продукции военного назначения – 60 %, в экспорте военно-технической продукции - до двух третей.

Возможности и риски для авиационно-космической промышленности в условиях глобальной экономической интеграции, обсуждали в Самаре в рамках выездного расширенного заседания Временной комиссии СФ по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе.

Комитет Совета Федерации по экономической политике под председательством заместителя председателя Комитета Юрия Росляка провел тематический "круглый стол".

Во время обсуждения докладов, выступлений и дискуссий, подчеркивалось, что развитие отрасли невозможно без предоставления государственной поддержки. Это подтверждает опыт всех без исключения ведущих авиастроительных держав. Аэрокосмическая индустрия практически везде создавалась усилиями государства, и до сих пор его участие остается значительным.

В настоящее время все государства с развитым авиастроением являются членами ВТО, и на них распространяются правила, ограничивающие государственную поддержку отрасли. Вместе с тем, мировой опыт показывает и возможность применения косвенных мер и способов поддержки. Применительно к авиастроению, это частичное снижение налогового бремени и тарифов, закупка государством товаров и услуг в рамках оборонных контрактов, бесплатная передача результатов исследований и разработок из государственных лабораторий, предоставление гарантий и льготных кредитов.

В выступлениях отмечалось, что в рамках ВТО Россия взяла на себя обязательства по снижению до согласованного уровня и в определенные сроки ставок ввозных таможенных пошлин на авиационную технику. Однако, отечественная авиапромышленность еще не готова к ведению конкурентной борьбы с мировыми лидерами в условиях открытых рынков.

Вместе с тем, членство во Всемирной торговой организации открывает новые возможности для развития международной кооперации в авиастроительной отрасли.

Участники "круглого стола" отметили, что эффективной моделью регионального развития и модернизации отечественной экономики является формирование инновационных кластеров, в частности, в аэрокосмической отрасли. Правительством России утвержден перечень следующих кластеров: Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области, Консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа", Кластер малой авиации Республики Башкортостан.
Опубликовано 24.10.2012