Д.А.Медведев: "Изменения в правила предоставления субсидий российским авиапроизводителям позволят привлечь "длинные" деньги"

22 октября Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами.

***

Стенограмма части совещания:

Д.А.Медведев: Развитие национального авиастроения – серьёзная государственная задача. В Новосибирске я проводил совещание по региональной авиации, мы подробно обсуждали эту тему. Она очень важна для большинства регионов Сибири, Дальнего Востока, да и в центре России, на самом деле, она актуальна.

4 октября я подписал изменения в правила предоставления субсидий российским производителям самолётов, вертолётов, авиационных двигателей, для того чтобы они могли возмещать часть затрат на кредиты, для того чтобы платить лизинговые платежи или возмещать затраты на техническое перевооружение. Этот вид поддержки с 2008 года у нас уже действует, при этом срок кредитов раньше был ограничен пятью годами. Сейчас это ограничение мною снято, и я надеюсь, что это поможет в привлечении длинных денег. Это крайне важно для предприятий такого цикла и, конечно, будет способствовать реализации наших крупных проектов – и военных, и гражданских: это и "Сухой Суперджет", МС-21, и Ил-476, и двигатели ПД-14, и ряд других. На эти затраты в бюджете 670 млн рублей на текущий год, а в 2013–2014-м эта сумма больше чем удваивается: это 1 млрд 640 млн. Дмитрий Олегович (обращаясь к Д.О.Рогозину), понятно, что делать?

Д.О.Рогозин: Да. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, помимо упомянутых Вами субсидий на цели технического перевооружения предприятий авиационной отрасли надо ещё сказать, что мы же от имени Правительства много работы провели по поддержке лизинговых компаний. И фактически речь идёт о возмещении части затрат на уплату процентов по тем кредитам, которые связаны с закупкой отечественной авиационной техники. Я посмотрел данные, фактически получается, что такого рода финансовый инструмент помогает лизинговым компаниям снизить в 1,5 раза размер лизинговых платежей, что позволяет им расширить объёмы закупок отечественной авиатехники. Сейчас мы субсидируем 22 кредитных договора на закупку с последующим лизингом 42 российских самолётов. Это тот типаж, который Вы назвали, – Ту-204, Ту-214, 96-й "Ильюшин", "Сухой Суперджет", Ан-124 и Ан-148.

Всего с 2008 по 2012 год выделено субсидий пяти лизинговым компаниям на сумму свыше 3 млрд 150 млн рублей.

Д.А.Медведев: Дмитрий Олегович, а эффективная ставка кредитная какая в этом случае?

Д.О.Рогозин: Мы фактически даём возможность кредитной ставке не зависеть от колебаний рынка, то есть, по сути дела…

Д.А.Медведев: Но она приемлемая с учётом субсидирования?

Д.О.Рогозин: Да, для лизинг-компаний приемлемая.

Д.А.Медведев: Потому что у нас, к сожалению, сейчас кредитная ставка в силу разных причин поползла сильно вверх, на это жалуются промышленные предприятия. Ну, понятно, это не злой умысел банков, это отражение общей ситуации в национальной экономике и в мировой экономике: отсутствие ликвидности на европейском рынке, проблемы на мировых финансовых рынках. Но в любом случае тогда то, что мы направляем на покрытие, должно создавать для них комфортные условия работы, чтобы не получилось так, что мы чего-то там субсидируем, а в результате ставка всё равно такая, что она неудобная, не приемлемая.

Д.О.Рогозин: Ну вот на совещании, которое мы с Аркадием Владимировичем (А.В.Дворковичем) проводили по вопросам спроса и предложения на рынке авиационной техники, у нас среди выступающих была одна лизинговая компания – это "Ильюшин Финанс", и они сказали, что в принципе то, что они сейчас получают в результате субсидий как раз лизинга со стороны государства, позволяет им вести конкурентную борьбу на этом рынке.

Д.А.Медведев: Ну так какая ставка, Аркадий Владимирович (обращаясь к А.В.Дворковичу), сейчас?

А.В.Дворкович: С учётом субсидий получается ставка менее 5%.

Д.А.Медведев:
Менее 5%? Это прилично.

Д.О.Рогозин: Второй важный момент – это, Дмитрий Анатольевич, единый консолидированный заказ на закупку авиационной техники для государственных нужд. У нас прошло в Ульяновске совещание под председательством Президента, и в общем-то сейчас Минпромторг заканчивает работу, связанную с формированием как раз рынка и организацией авиационной промышленности. В ноябре мы Вам доложим по этому поводу.

Д.А.Медведев: Хорошо. Это на самом деле очень важная программа для развития отрасли, которая не получала долгое время денег и которую мы сейчас возрождаем.
Опубликовано 25.10.2012