8 июня Глава Минтранса РФ М. Соколов провел совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры в Дальневосточном федеральном округе

В совещании приняли участие заместитель Министра Валерий Окулов, врио Губернатора Хабаровского края Вячеслав Шпорт, Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, представители авиакомпаний и ОАО "РЖД". В ходе совещания обсуждались вопросы развития региональных авиаперевозок, пригородного железнодорожного сообщения, а также использования механизма государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры ДФО.

М. Соколов представил новую программу поддержки пассажирских авиаперевозок на местных линиях. "Никогда в современной истории России не было столько госпрограмм поддержки авиатранспортной системы. Более 10 млрд. рублей будет направлено на развитие различных форматов авиатранспорта", – подчеркнул Министр.

Он напомнил, что на внутренних линиях в 2012 г. было перевезено порядка 33 млн. пассажиров, что составило 45% всех выполненных перевозок. Отмечен рост в 8% по сравнению с предыдущим годом. Однако, на межрегиональных авиалиниях (исключая Москву и Санкт-Петербург) объем перевозок составил лишь 4 млн. 760 тыс. пассажиров. "В целом, по сравнению с советским периодом, количество региональных направлений снизилось почти втрое", - подчеркнул Министр. Одной из главных причин снижения пассажиропотока он назвал высокую себестоимость перевозок. Средняя стоимость билета на местных авиалиниях составляет порядка 26 тыс. рублей, отметил М.Соколов.

Министр подробно остановился на мерах господдержки авиаперевозок, которые будут профинансированы федеральным бюджетом в этом году. В первую очередь он назвал субсидирование федеральных казенных авиапредприятий, которые создаются на базе аэродромов регионального и местного значения. Более 50 таких предприятий расположены как раз в городах ДФО, отметил Министр.

Следующей мерой является субсидирование перевозок с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и обратно. "Сегодня мы увеличиваем количество субсидируемых маршрутов до 42. Число граждан, которые воспользовались этой услугой, уже приближается к полумиллиону", – подчеркнул М.Соколов. Со своей стороны заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов отметил, что жители Дальнего Востока и Сибири на начало июня уже выкупили 60% льготных билетов по программе льготных авиаперевозок в европейскую часть страны. "В этом году увеличили географию перевозок, включив курортные направления, – Минводы, Сочи, Анапу, Геленджик. Не по всем есть прямые рейсы, ряд направлений оказались невостребованными. 60% перевозок продано неделю назад. Программа пользуется хорошим спросом", – сказал Окулов. Он уточнил, что продано 306 тысяч билетов из 460 тысяч запланированных к продаже.

Кроме того, с 20 апреля реализуется программа субсидирования на территории Дальневосточного, Уральского, Сибирского, Северо-Западного округов. "К сожалению, ее не успели заложить в бюджеты регионов, большого распространения в 2012 г. эта программа не нашла. С этого года мы сократили количество маршрутов до 32, выделив на эти цели порядка 1,3 млрд рублей, отказавшись от участия региональных бюджетов", – пояснил министр.

Еще одна мера господдержки – субсидирование лизинга воздушных судов, приобретаемых компаниями для развития внутренних перевозок. По словам главы Минтранса, в 2012 г. было приобретено 23 самолета. В этом году объем господдержки увеличился до 2,1 млрд рублей.

М.Соколов также сообщил о новой программе поддержки региональных авиаперевозок, основанной на формировании маршрутных сетей вокруг узловых аэропортов. "Новая модель субсидирования региональных авиаперевозок, надеемся, будет поддержана Правительством РФ. Соответствующее постановление ожидается в ближайшее время. Общий объем средств федерального бюджета на данный вид поддержки планируется более 1,5 млрд рублей", – сообщил глава Минтранса.

В свою очередь его заместитель Валерий Окулов напомнил, что Правительством РФ утверждена дорожная карта развития региональных авиаперевозок. "Для нее утверждены целевые показатели, которые ориентированы на достижение уже к 2015 г. прироста объема перевозок по внутренним маршрутам с сегодняшних 35 млн. до 45 млн. пассажиров, а по региональным до 7 млн. Количество региональных линий должно вырасти с 1305 до 1500", – сказал он.

Начальник управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта Анатолий Пчелин, выступая на совещании, озвучил затраты федерального бюджета, планируемые на восстановление и модернизацию дальневосточных аэропортов.

"Все крупные аэропорты округа, а таких 18, будут реконструироваться в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы". На это предусмотрено 43,2 млрд рублей", – заявил А.Пчелин. Он подчеркнул, что в эту сумму не входит строительство аэропорта в Южно-Курильске, которое предусмотрено по ФЦП развития Курильских островов. Сдача объекта планируется в 2014 г. В настоящее время полномасштабная реконструкция ведется в пяти аэропортах – Южно-Сахалинска, Магадана, Якутска, Петропавловска-Камчатского и Паланы. Также в этом году должны быть разработаны проекты реконструкции аэропортов Хабаровска и Благовещенска, напомнил он.

"В настоящее время разработан проект ФЦП, в которую впервые предполагается включить значительное количество аэропортов региональных и местных воздушных линий. Таких 57. Это все аэропорты, которые входят или планируют быть включенными в федеральные казенные предприятия", – также сообщил А. Пчелин. Он отметил, что этот проект – "высокой степени согласованности". Предложение Минтранса и Росавиации в этой части поддержал Минфин, и уже со следующего года планируется приступить к проектированию реконструкции значительного количества аэропортов.

По данным Росавиации, в ДФО 91 аэродром. Из них 25 входят в национальную опорную сеть, 10 допущены к обслуживанию международных авиамаршрутов. На совещании в Хабаровске обсудили и работу по привлечению внебюджетных источников к реализации проектов транспортной инфраструктуры. Хабаровский край – один из первых регионов в ДФО, который начал внедрять механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в отрасли. Как сообщил министр экономического развития и внешних связей края Виктор Калашников, в регионе реализуются два крупных проекта на основе ГЧП. Это – строительство объездной дороги вокруг Хабаровска и реконструкция международного аэропорта "Новый" в краевой столице.

"Работы будут достаточно затратными, по предварительным оценкам строительство трассы может обойтись в 25-30 млрд рублей. Учитывая пилотный характер проекта, фактически единственного подобного на Дальнем Востоке, мы предлагаем федеральным властям участвовать в софинансировании", - отметил Виктор Калашников. Со своей стороны М. Соколов отметил, что проекты, которые реализуются на основе механизма государственно-частного партнерства, в Минтрансе считаются приоритетными. "Как только будет разработана проектно-сметная документация на строительство трассы и финансовая модель, Минтранс со своей стороны окажет содействие в выделении средств", - сказал Максим Соколов.
Опубликовано 10.06.2013